17 вересня 2015 р. 03:00

Заместитель председателя Верховной Рады рассказала в Одессе, почему тормозятся реформы

Заместитель председателя Верховной Рады рассказала в Одессе, почему тормозятся реформы

Оксана Сыроид встретилась с одесскими активистами и студенческой молодежью  и ответила на их вопросы

Вице-спикер украинского парламента Оксана Сыроид вчера, 16 сентября, провела встречу с одесской молодежью, ответив на вопросы активистов. ИзбирКом публикует главные тезисы ее выступления.

ФОТО: ИзбирКом

О пропаганде и человечности

Мы зашли в состояние пропаганды, когда есть свои и враги, патриоты и псевдопатриоты, враги и не враги. Очень упрощается система ценностей, мне это очень не нравится. Я считаю, что люди как создания критически мыслящие должны осмысливать все то, что им дают. Как человек хочет иметь хорошую еду, так же информация является нашей пищей, тем продуктом, который дает возможность принимать решение относительно выборов, своей безопасности, развития своей семьи.

В тему Люди выступают не против децентрализации, а против принудительного объединения громад – объяснил сельский голова

О децентрализации

Местное самоуправление - это врожденное право человека. Вы имеете право принимать решение о том, как будет выглядеть ваша улица, ваш город. Проблемы нужно решать как можно ближе к месту. Это и есть принцип субсидиарности, его забрали у украинцев во времена Российской империи и никогда не возвращали, ведь у нас было Магдебургское право. Идея децентрализации - это просто возвращение того, что у людей забрали, обидно, что этого не сделали раньше.

Что такое "спроможність громад"? Это деньги. Хорошо, если вы имеете право постричь свой газон, но если деньги на стрижку находятся в Киеве? Надо выпросить в Киеве деньги. Поэтому вторая проблема - финансовая основа местного самоуправления. Деньги должны собираться как местные налоги и оставаться на местах. В демократических государствах 60-80% налогов остается на местах. Немного идет на региональный уровень и немного - в столицу. Еще год назад Одесса имела около 7% налогов, остальные 93% шло в Киев. А потом оттуда «капало» и застревало по дороге, а куча людей при этом подкармливалась.

Сейчас областные города получили где-то на 30% больше поступлений, чем это было раньше. Кроме того, они уже получили гарантированные субвенции на медицину и на образование. Это важные процессы, так как они позволяют остальные деньги распределять свободно.

О судебной реформе

Для меня было критическим, когда формировалась коалиция, состав комитетов, чтобы люди того же Сергея Кивалова не получили возможности управлять. В последнюю ночь, когда происходило распределение комитетов, он стоял под зданием Администрации Президента, прячась в тени. Я поняла, что он приходил передоговариваться. Затем зашла я. И так продолжалось до утра. Я говорила, что эти люди потеряли возможность выполнять такие полномочия. Если вы преданы государству, то нет вопросов, вы можете поработать на его благо и без постов.

Судебная реформа намного нужнее, чем внесение изменений в Конституцию в части децентрализации. То, что происходит сегодня с судами - мы не можем никуда сдвинуться. Что бы ни происходило, любой конфликт идет в суд и там умирает. Ни один инвестор не придет в Украину, пока он будет знать, что ничего не добьется в судах. Мы хотели переназначить 8500 судей заново. Это решение очень трудно пролоббировать. Экспертная среда считает, что государство окажется в коллапсе. Если не делать это единовременно, то надо идти по пути эволюции, а это могут быть десятки лет. Один из вариантов, который мы сегодня обсуждаем - это освобождение всех судей трех высших судов, их нужно отправить на пенсию без права занимать эти должности. Мы их поблагодарим и отправим на пенсию, доверия они не имеют никакого в обществе.

Мы освобождаем этих судей и договариваемся, что больше ни один судья не переступит порог Админстрации президента или комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики. Тогда мы можем двигаться. Если этот пакт не будет заключен, то это будет означать поражение.

Тогда остальные суды мы сможем очищать через процедуры переаттестации, проверки и другие инструменты.

О выборах на Донбассе

На Донбассе фактически отсутствует пассионарное украинское население, люди либо уехали, либо тоже постепенно становятся жертвами российской пропаганды. Проводить там выборы можно только тогда, когда территория будет полностью очищена, вернется государственная власть, будет вычищена российская агентура. А не так, как нам сейчас говорят: "Давайте там понаблюдают наблюдатели международные и будем признавать". Когда там открытые границы, я не вижу возможности для компромисса. Как только мы проведем там выборы, мы эту заразу распространим на всю Украину, мы теряем смысл в линии соприкосновения. Сегодня у нас два разных мира, которые за полтора года сильно разошлись. Чтобы это полечить, нужны года, и это должно быть влияние Украины, а не России. Надо будет строить национальный диалог, но после того, как я, например, смогу приехать туда и говорить с людьми, не переживая за свою безопасность.

О науке и образовании

У нас нет правительственной политики как таковой. У нас нет эффективного управления государством, у нас никто не планирует. А как децентрализация повлияет на образование, на медицину? Бог его знает. Потому что образование, и медицина привязаны к децентрализации. Но у нас все делается по принципу, как в известном мультике: «И так сойдет».

Может, Академию наук тоже надо уже поблагодарить? Там уже все покрылось слоем пыли. Об академии отраслевых наук я вообще молчу, потому что это очень часто вообще неприлично, люди просто получают стипендию. Это фактически закрытый клуб, где людям просто доплачивают деньги. Потом есть научно-исследовательские институты, которые непонятно что исследуют. Все научные институты, я считаю, должны быть переданы университетам. И тогда будет нормальное развитие и науки, и образования. Знаете, почему их сохраняют? Потому что в соответствии с законом о научной и научно-технической деятельности те, кто там работают, получают зарплаты в 4 раза больше, чем те, кто преподает в университетах.

О польских уроках для Украины

Бальцерович когда пришел в Польше к власти, назначил везде молодых людей, которые начали работать. Затем пришел ко всем старым чиновникам, поблагодарил и сказал, что теперь они будут советниками. В течение двух лет они уволились. Пришли новые люди, которые работали по новой философии и новым стандартам. Мы этого никогда не делали, у нас до сих пор советская система, ничего не изменилось.

Когда был Качиньский, он отдал полномочия, которые у него были, как у нашего президента, правительству. И их перестало трясти так, как трясет нас. Это решение всего-навсего двух людей, но решение, которое отвечало интересам государства.

Поділитися