19 грудня 2015 р. 02:00

Страна семнадцати конституций: как французы выбирают себе власть

Страна семнадцати конституций: как французы выбирают себе власть

Недавно во Франции прошли местные выборы, на которых националисты во главе с Марин Ле Пен оказались в шаге от победы. Благодаря этому выборы в одной из самых романтичных стран Европы стали объектом внимания и в Украине. ИзбирКом разобрался, как французы выбирают себе власть и насколько сложной является избирательная система в этой стране.

Недавно во Франции прошли местные выборы, на которых националисты во главе с Марин Ле Пен оказались в шаге от победы. Благодаря этому выборы в одной из самых романтичных стран Европы стали объектом внимания и в Украине. ИзбирКом разобрался, как французы выбирают себе власть и насколько сложной является избирательная система в этой стране.

В тему Партия Ле Пен проиграла выборы во Франции

Лаборатория конституций

Французы – не только законодатели революционной моды в Европе, но и чуть ли не самые опытные творцы конституций. На протяжении французской истории в стране действовали 16 конституций, а сейчас действует семнадцатая по счету.

Во Франции действует политический режим, который называется Пятой Республикой. Он берет начало с Конституции Французской Республики 1958 года, которая принималась в сложной общественно-политической ситуации, обусловленной войной в Алжире (тогдашней французской колонии). Основными целями, поставленными главным вдохновителем и идеологом Конституции 1958 года генералом де Голлем, были укрепление государства путем замены парламентарной формы правления на политический режим, сочетающий преобладающие элементы президентской республики с парламентскими. Шарль Де Голль считал, что первопричиной политической нестабильности государства и его нежизнеспособности было именно верховенство парламента Четвертой Республики.

 

Президент – глава республики

Франция – президентско-парламентская республика, поэтому президенту принадлежит ключевая роль в политической системе страны. Он подписывает ордонансы (правительственные акты, имеющие силу закона) и декреты, обсужденные Советом министров. Промульгирует (обнародует) законы, имеет право до промульгации потребовать нового обсуждения закона или некоторых его статей, и в этом ему не может быть отказано. По предложению правительства или по совместному предложению обеих палат парламента передает на референдум любой законопроект, касающийся организации государственной власти, реформ в экономической и социальной политике или разрешающий ратификацию международного договора, который отразился бы на функционировании государственных институтов. Президент имеет право после консультации с премьер-министром и председателями палат распустить нижнюю палату парламента.

Президент избирается сроком на пять лет. Один и тот же человек может избираться только два срока подряд. До 2002 года (закон изменен в 2000 году) срок президентских полномочий составлял 7 лет. Интересно, что президент де-юре является еще и монархом - де-юре президенты Франции вместе с епископами Урхельскими являются со-князьями Андорры.

Президентом Франции может стать любой гражданин Франции, которому исполнилось 23 года. Президент избирается всеобщими и прямыми выборами на основе мажоритарной избирательной системы абсолютного большинства. Если ни один из кандидатов не набрал 50% плюс один голос, то назначается второй тур, в котором участвуют только два кандидата, которые наберут наибольшее число голосов в первом туре. Победителем становится тот, кто наберет больше голосов, чем соперник.

При выборах Президента сумма залога равна 10 тыс. франков. Кандидаты на пост президента страны должны представить декларацию о своем имущественном положении, а в случае избрания – письменное обязательство представить новую декларацию перед истечением своего мандата. Декларация публикуется в официальном печатном органе Республики.

В случае кончины или отставки президента его обязанности исполняет председатель Сената.

Президентом Франции в 2012 году избран социалист Франсуа Олланд. ФОТО: metronews.fr

Правительство подчиняется президенту

Совет министров определяет и проводит политику страны, распоряжается администрацией и вооруженными силами. Деятельностью правительства руководит премьер-министр. Он назначается президентом и им же освобождается от должности после подачи заявления об отставке. По предложению премьер-министра президент назначает и освобождает министров. Отставка премьер-министра автоматически влечет за собой отставку всего правительства. Эта отставка может быть добровольной (президент может попросить премьер-министра уйти в отставку, но принудить не может) или обязательной (после президентских или парламентских выборов, либо если Национальное собрание вынесет вотум недоверия или не согласится с программой правительства).

С 2014 года премьер-министром Франции является Мануэль Вальс. ФОТО: gouvernement.fr

Дворцы – парламенту

Парламент Французской республики состоит из двух палат: Национального собрания и Сената. Обе заседают в Париже: Национальное собрание – в Бурбонском дворце, Сенат – в Люксембургском дворце. Для совместных заседаний палат (конгресса) предоставляется Версальский дворец. Функция Национального собрания, как и сената, - принятие законов. Закон должен быть одобрен в идентичной форме обеими палатами парламента. Поэтому в случае расхождений между ними начинается процедура согласования – при необходимости с помощью смешанной паритетной комиссии. Если эта процедура затягивается, правительство имеет право потребовать от Национального собрания принять окончательное решение и утвердить закон без согласия сената. На принятие различных типов законов отводится определенный срок. Если в течение этого срока закон не принят, правительство может ввести его положения в действие путем издания ордонанса (акта).

Количество депутатов в Национальном собрании удивит рачительных украинцев, многие из которых считают 450 депутатов в Верховной Раде перебором. Французы решили, что в нижней палате парламента должны заседать ровно 577 депутатов. Национальное собрание избирается на пять лет прямым всеобщим тайным голосованием на мажоритарной основе. Кандидату в депутаты должно быть не менее 23 лет. Запрещается выставлять свои кандидатуры лицам, выполняющим властные функции в данном департаменте. Каждый кандидат может выставить свою кандидатуру только в одном избирательном округе. Кандидаты вносят денежный залог, который возвращается лишь тем из них, кто получил не менее 5% голосов участников голосования.

Мало того, выборы проходят в два тура. В первом туре для избрания нужно получить абсолютное большинство голосов, при этом число поданных за кандидата голосов должно составлять не менее четверти всех избирателей. Если этого не произошло, в таких избирательных округах (кантонах), проводится второй тур. Причем во второй тур проходят все кандидаты, набравшие по крайней мере 12,5% голосов избирателей. Таким образом, во второй тур обычно проходят три – четыре кандидата. А вот если во втором туре будут кандидаты, набравшие одинаковое количество голосов, то из них депутатом станет старейший кандидат.

Кстати, вместе с депутатом избирается и его заместитель. В случае если депутат, например, станет министром, его заместитель займет его кресло в парламенте.

Зал Национального собрания. ФОТО: assemblee-nationale.fr

Сенат – верхняя палата парламента – состоит из 348 членов, которые избираются косвенными многоступенчатыми выборами на шесть лет, причем каждые три года обновляется треть Сената. Выборы членов Сената проводятся создаваемыми в департаментах коллегиями, включающими депутатов Национального Собрания, членов Советов департаментов и регионов, а также мэров коммун и делегатов от муниципальных советов коммун, находящихся на территории департамента. Численность всей избирательной коллегии в сумме составляет около 108 тысяч выборщиков, из них 96 % составляют делегаты от муниципальных советов. Голосование для выборщиков является обязательным, неучастие наказывается штрафом (около $5).

Французский Сенат. ФОТО: senat.fr

Местные органы власти

Франция разделена на 22 региона, 101 департамент и 36 700 коммун (из них 5 300 городских коммун, которые занимают всего 16% территории метрополии, но проживают в них 74% населения). Кроме того, существует четыре заморских округа с особым статусом.

В начале 80-х годов прошлого века во Франции были приняты законы о самоуправлении, в основу которых положены принципы децентрализации, то есть передачи значительных полномочий на места.

Коммуны – низовые территориальные единицы – являются самоуправляемыми образованиями, формируемыми населением соответствующих территорий. Во главе коммун стоит муниципальный совет. Он состоит из муниципальных советников, число которых колеблется от 9 (для коммун с населением менее 100 жителей) до 69 (с населением от 300 тысяч и более). Муниципальные советы переизбираются каждые шесть лет одновременно во всех коммунах Франции в одно из воскресений марта. Процедура выборов различается в зависимости от числа жителей коммуны.

Департаменты – следующая ступень организации населения после коммун. Они координируют деятельность коммун, оказывают им финансовую помощь. Департамент делится на кантоны, по сути, это избирательные округа. Во Франции – 3500 кантонов. Генеральный совет является коллегиальным совещательным органом департамента. Он состоит из генеральных советников, избираемых сроком на шесть лет по одномандатной мажоритарной системе абсолютного большинства в два тура. Избирается по одному советнику от каждого кантона, входящего в департамент. Для победы в первом туре необходимо набрать не только абсолютное число голосов избирателей, принявших участие в выборах, но и не менее четверти голосов зарегистрированных избирателей. В противном случае проводится второй тур выборов.

Карта департаментов Франции. ФОТО: cartesfrance.fr

Регионы – третья ступень местного самоуправления. Во главе региона стоит региональный совет. Он избирается путем прямых выборов по пропорциональной избирательной системе в два тура по многомандатному округу, границы которого совпадают с границами региона. Выборы в региональные советы проводятся одновременно с выборами в генеральные советы. Именно эти выборы недавно прошли во Франции и стали предметом международного обсуждения.

Основная задача регионального совета - решение социально-экономических проблем региона. Консультативную помощь региональному совету оказывает региональный социально-экономический совет. В нем 35% составляют представители предприятий и лиц, работающих не по найму; 35% - представители профсоюзов лиц наемного труда; 25% - представители общественных организаций региона; 5% - эксперты, видные специалисты и общественные деятели (их назначает премьер-министр). Представителем государства в регионе является префект региона. Он участвует в подготовке решений центральных государственных органов по данному региону, осуществляет административный контроль за законностью решений регионального совета и его председателя, руководит деятельностью местных служб центральных государственных административных органов.

Интересно, что во Франции с 1 января 2016 года вступает в силу административная реформа. В 2014 году Парламент Франции подписали закон, который сокращает количество регионов Франции с 22 до 13.

Карта регионов Франции. ФОТО: fr.wikipedia.org

 

Кто имеет право голоса

Активным избирательным правом обладают все французские граждане, достигшие к моменту выборов 18 лет и обладающие гражданскими и политическими правами.

К избирателям применяются требования ценза оседлости, который составляет не менее шестимесячного срока, то есть в избирательные списки вносятся лица, проживающие в коммуне не менее шести месяцев.

Участие в выборах не обязательно.

Граждане, проживающие за границей, могут выдать доверенность на голосование либо проголосовать в посольствах Франции или приграничных департаментах.

Каждый избиратель должен зарегистрироваться, предъявив соответствующие документы. Однако это право, а не обязанность избирателя. Никакой ответственности за неисполнение этой обязанности не предусмотрено.

ФОТО: gmu-countries.ru 

Автор: Евгения Генова

Поділитися