17 жовтня 2014 р. 03:00

Из первых уст о работе Измаильского отдела веденния госреестра избирателей и основных проблемах со списками избирателей

Из первых уст о работе Измаильского отдела веденния госреестра избирателей и основных проблемах со списками избирателей

Не успели отгреметь лозунги внеочередных выборов Президента Украины, как избирателям предстоит выбирать новый состав Верховной Рады. К сожалению, выборы снова проводятся в сокращенные сроки, что приводит к возникновению массы проблем. О путях решения проблем с отсутствием граждан в списках избирателей корреспонденту "Избиркома" рассказал начальник отдела ведения Госреестра избирателей Измаильского городского совета Валерий Герасименко

Одним из главных инструментов в избирательном процессе и голосовании являются списки избирателей. Так, как в соответствии с избирательным законодательством, гражданин Украины может воспользоваться своим правом избирать и быть избранным только будучи включенным в списки избирателей.

Пять лет назад был создан Государственный реестр избирателей, а также органы на местах для его ведения.

Измаильский отдел ведения Госреестра избирателей ведет работу на территории города Измаила, составляет списки избирателей для всех выборов, и в своей работе сталкивается со определенными проблемными ситуациями. 

Как позывает практика, списки создают достаточно много проблем для членов участковых комиссий, которые при уточнении списков являются неким связующим звеном между Госреестром и избирателем. Избиратели, в свою очередь, жалуются на то, что не могут найти себя в списках, в том числе и в день голосования.

Однако не каждый знает, как построена работа одного из самых важных органов, обеспечивающих право граждан на голосование и хранящего персональные данные каждого избирателя.  Прояснить  для избирателей принципы работы Государственного реестра избирателей «Комитет избирателей Украины» попробует на примере работы Отдела ведения Госреестра избирателей Измаильского городского совета.

 Как рассказал КИУ начальник отдела Валерий Герасименко, самая большая трудность на этих выборах – очень сжатые сроки, что усложняет работу многим задействованным в процессе лицам. 13 октября участковые избирательные комиссии провели первое заседание. На следующий день УИК получили предварительные списки избирателей. При этом, до 15 октября они должны были разнести всем избирателям приглашения на выборы. А, учитывая практику формирования комиссий, провести эти мероприятия в такие краткие сроки крайне сложно.

 - Получается, что для работы с предварительными списками избирателей и внесения в них изменений отведено всего пять дней, что очень мало. Следует помнить, что уточнения предварительных списков и изменения в Реестр, вносятся только до 20 октября, а дальше только через суд (21 октября ЦИК закрывает базу и формирует уточненные списки, которые передадутся на участки не позднее 23 октября). Причем, суды принимают заявления только за двое суток до дня голосования, позже его никто не примет, – говорит Валерий Герасименко.

 - Почему у комиссий возникают трудности с работой со списками избирателей?

- Немаловажной проблемой для Госреестра в разрезе работы со списками избирателей является опытность и подготовленность членов избирательных комиссий. Хорошо, если есть один или два человека из руководящего состава комиссии, у кого есть хоть минимальный опыт работы. Ведь проблемы при работе с обращениями избирателей и неумение найти в списках человека, начинаются как раз из-за неопытности работающих с ними. Поэтому, участковые комиссии должны взаимодействовать с госреестром, чего многие попросту не делают, а когда не могут найти избирателя в списке - переотправляют его куда-то, чем озлобляют избирателя, и до реестра он просто не доходит. А в большинстве случаев оказывается, что этот человек в списке есть. Просто работающие со списками не знают особенности работы с ними.

- Очень часто приходится слышать жалобы избирателей на отсутствие в списках целого дома, улицы.

 - Самое неприятное, когда говорят о том, что из списков выпадают целые дома, а то и улицы, чего абсолютно быть не может. В списках могут быть смещения, но никак не пропажи улиц. Избиратель, подходя в день голосования к члену комиссии, который отвечает за списки, должен понимать, что очень часто одна сторона улицы может быть в одном списке, а вторая - в другом, который находится у другого члена комиссии за соседним или дальним столом.

Немаловажно как указаны данные в списке и в документе человека. Возможна ситуация, когда в паспорте адрес проживания избирателя указан с номером квартиры, а вот в базе данных реестра номера квартиры нет, потому что по ошибке соответствующий орган неправильно его нам подал, и тогда фамилия данного избирателя переносится ближе к концу списка. Тогда на участках в день голосования возникают проблемы -  одного из членов семьи в списке нашли, а другого нет. В таком случае, обязательно нужно внимательно искать человека внизу списка и, конечно же, в списках за другими столами. Поэтому, на сегодняшний день совместно с окружной избирательной комиссией нашей основной задачей является обучение членов участковых избирательных комиссии правильной работе со списками избирателей.

Правда провести обучение в полном объеме не получается. Да и членам комиссий такое обучение зачастую не интересно. В результате вносится путаница, сумятица в действия  и избирателей, и партий, а крайним остается Госреестр.

 - В соответствии с законом о Госреестре избирателей органы, которые его ведут ,периодически обновляют базу. От каких структур зависит актуальная и правильная информация об избирателе в списке?

Да, согласно ст. 22 Закона «О государственном реестре избирателей», в базу Госреестра ежемесячно вносятся изменения или уточнения по персональным данным граждан (конечно если они есть). Точность, полнота и своевременность подачи информации зависит от ответственной работы таких органов как ЗАГС, паспортный стол и суд, воинские части, учреждения исполнения наказаний, здравоохранения, учета бездомных граждан и ряда других. В частности, ежемесячно наш отдел должен получать информацию о гражданах, которым исполнилось 18 лет, сменивших место регистрации, фамилию, имя, выехавших на постоянное место жительство за границу, получивших гражданство, умерших и так далее. Именно за счет таких ведомостей база Госреестра обновляется. Также идет постоянная работа отдела по уточнению персональных данных избирателей посредством запросов в указанные выше органы, а также обращения к самим избирателям.

Примечание. Следует отметить, что многие эксперты в сфере законодательства говорят о проблеме работы паспортных столов. По ряду причин, таких как нехватка кадров, занимающихся ведением и составлением базы данных, систематизацией информации и по ряду других причин, в том числе и определенной безответственности, не всегда эта работа выполняется качественно и оперативно. Именно из-за этого избиратели часто не находят себя в списке или же сталкиваются с неточностями.

- А на сколько активно люди обращаются, чтобы проверить себя в списках или внести изменения?

- Начну с того, что Государственный реестр, согласно законодательству, носит публичный характер, и каждый избиратель обязательно может и должен обратиться для уточнения данных о себе, исправить их или внести, в случае их отсутствия. Мы постоянно через СМИ приглашаем их это сделать. И особенно это важно, когда наступил избирательный возраст – 18 лет. Также избиратель может проверить себя в реестре при смене места прописки, фамилии, имени и т.д. Если будут обнаружены неточности, надо представить подтверждающие документы, на основании которых вносятся изменения. Такого, к сожалению, граждане практически не делают, в том числе, нет активности и во время избирательного процесса. Такая несознательность граждан приводит к тому, что в день выборов на избирательном участке возникают у него проблемы. 

- Выборы проходят в тяжелой экономической и политической ситуации. И у нас, как и в каждом регионе, есть так называемые «временные переселенцы». Есть ли уже информация о том, сколько таких людей будет голосовать в нашем городе?

- Да, такие есть. Сегодня для них упростили процедуру голосования, и они смогут проголосовать. Для этого нужно просто обратиться в наш отдел с заявлением о временном месте голосования без изменения избирательного адреса и предъявить свой паспорт. Но отмечу, что, из 180 зарегистрированных  переселенцев, к нам пока обратился только один желающий проголосовать в Измаиле.

В заключение беседы Валерий Герасименко напомнил о существующем на сайте Госреестра «Личном кабинете избирателя» https://www.drv.gov.ua/portal/!cm_core.cm_index. Зайдя в него также можно проверить сведения о себе, содержащиеся в реестре избирателей.

 Однако делать это нужно очень внимательно и данные в электронную систему вносить нужно без ошибок, поскольку даже самая маленькая неточность (например, наличие апострофа в отчестве), может не показать человека в базе, при том, что он там есть. При этом, отсутствие апострофа не является ошибкой, а всего лишь технической опиской, которую можно исправить даже в день голосования. Правда, об активности использования данного ресурса людьми говорить вообще не приходится. Хотя уточнение своих данных в реестре и своевременное исправление неточностей, помогут не только избежать кратностей в списках, но и обеспечить реализацию своего права выбирать. 

Вот и выходит, что выборы разные, а проблемы из года в год одни и те же. Причем, их решение усложняет то, что проблемы носят комплексный характер, а значит и решаться должны комплексно. Радует, что по сравнению с предыдущими выборами проблем со списками избирателей становится все меньше. 

Поділитися