02 січня 2017 р. 02:00

НеОстров Крым. Часть вторая. Жизнь в городах: новые памятники, старые «Богданы» и охота на конфеты

НеОстров Крым. Часть вторая. Жизнь в городах: новые памятники, старые «Богданы» и охота на конфеты

ИзбирКом продолжает знакомить читателей с ситуацией в оккупированном Крыму

ИзбирКом продолжает знакомить читателей с ситуацией в оккупированном Крыму. Первая часть цикла публикаций вышла в декабре.

ИзбирКом выражает глубочайшую и искреннюю благодарность всем крымчанам, которые, рискуя своей свободой и жизнью, помогли в подготовке этого цикла. Без вас это было бы невозможно. Мы верим, что придет время, когда сможем публично назвать каждого из вас, не боясь навредить.  

Пустой вокзал

Предновогодний Симферополь пахнет елками и хмуростью. Озабоченные жители проходят мимо торговцев, время от времени прицениваются и покупают деревце, и бегут дальше, поскальзываясь на тротуарах. Больше двух недель назад здесь прошел снег, однако местная власть решила его не чистить, а дорожки посыпать только в центре – возле Совета министров и Верховного Совета. Сильный гололед и свисающие с крыш огромные сосульки (или, как гласит современный русский язык, «сосули») не прибавляют радости пешеходам, однако критики в местной прессе нет – прямо мечта любого мэра.

О том, что Симферополь – «российский», сразу говорят два момента: абсолютно пустой железнодорожный вокзал и установленные на фонарных столбах неоновые триколоры. Привычный и любимый туристами дворик вокзала пустует, а фонтан занесен снегом. На табло высвечивается расписание нескольких электричек – на Евпаторию, Джанкой, Севастополь. Платформы пустуют, кассы почти все закрыты, работает только одна – по продаже билетов на пригородные электрички. Не работает и традиционный рынок слева от входа – здесь всегда шла бойкая торговля фруктами, орехами и восточными сладостями. Пустуют и кафешки, зато вместо одной из них расположился «Штаб народного ополчения». Против кого ополчаются российские казаки, неясно, так как на вокзале люди появляются только в часы отправления электричек, да и то – считанные пассажиры.

На автостанции тоже не очень многолюдно. Здесь курсируют все те же «Эталоны» и «Богданы», работает касса, но маршрутчики буквально перехватывают редких пассажиров, почти умоляя их не покупать билеты. Времена, когда даже зимой здесь отбоя не было от желающих уехать на ЮБК или в курортные города восточного Крыма, прошли. Теперь увезти, например, из Симферополя в Феодосию хотя бы пять-шесть пассажиров считается удачей.

Кстати, по улицам городов все так же ездят скрипящие «Богданы», причем в салонах многих из них все еще наклеены постеры украинских страховых компаний или старые объявления. В этом плане на полуострове ничего не изменилось.

Интересно, что сотрудников железной дороги пока почти не сокращают, хотя постепенно предлагают другую работу:

- Например, инженеру могут предложить стать обходчиком на зарплату в три тысячи рублей. И люди соглашаются, потому что делать нечего. Все понимают, что скоро и это закончится – содержать такой огромный штат сотрудников при практически неработающей железной дороге – бессмысленно. Просто пытаются немного придержать падение, чтобы не злить людей. Так же и в санаториях, которые стали подчиняться российским министерствам и которые больше не наполняются, а значит, нет нужды в таком количестве сотрудников. Пока их стараются переводить на полставки или увольнять – но постепенно, не сразу всех, - говорит житель Симферополя.

Магазины, ломбарды и охота на шоколад

Улицы столицы АРК почему-то смотрятся не очень празднично – гирлянд и традиционных украшений маловато. Кроме российских триколоров и золотой пчелы – символа города – практически ничего нет. На центральных улицах – несколько елок, в том числе две – подаренные жителям города. Одна – от российского банка, вторая – от города Вологда.

Главная ель – на площади Ленина, возле памятника вождю мирового пролетариата. Здесь прогуливаются родители с детьми, делают фотографии. Рядом – здание Совмина, возле которого установлена большая надпись: «Крым. Россия. Навсегда». Еще недавно проход вдоль этого здания был перекрыт, но теперь здесь только шлагбаум для автомобилей – пешеходам вход открыли.

Магазины работают, как и крупные торговые центры. Правда, в бутиках тоже почему-то пусто.

- В городе все очень дорого, особенно одежда. Я вообще не понимаю, как эти бутики еще не закрылись. Симферопольцы ездят на выходные за город, там тоже есть торговые центры, и цены намного ниже, - поясняет мой знакомый.

Отмечу, что здесь работают украинские и международные торговые сети, включая «Metro», «Eva», «Comfy», «Yves rocher», «Ашан» и даже «Віденські булочки».

Впрочем, украинских продуктов на полках почти нигде нет.

- На самом деле за ними у нас идет настоящая охота. «Проверенные» люди знают «точки», где можно отовариться украинской молочкой и конфетами. В Керчи есть пара магазинов, где бывают украинские продукты. Обычно они попадают к нам через Россию – импорт идет туда, а оттуда уже к нам. Втридорога, конечно. Но вкус не сравнить. Когда бываем на материковой Украине, обязательно затариваемся конфетами. Кто-то пытается провезти колбасу, но редко получается – мясо ввозить нельзя по требованиям «Роскомнадзора», а жаль. В общем, Советский Союз – охота за шоколадом, молочкой и колбасой из «ненавистной" Украины идет полным ходом. Чуть ли не в очередь записываться надо, - рассказывает житель города.

Много здесь и ломбардов – на остановках, в магазинах и просто на улицах.

Кстати, пресловутая ностальгия по утраченным советским временам находит отражение в названиях магазинов и кафе. Например, в "Советской пельменной" на центральной улице.

«Вежливые люди», президент и флажки

За неполных три года в Симфе появились ровно три новых памятника. Первый я нахожу на центральной улице Карла Маркса, недалеко от Верховного Совета. Это тот самый «вежливый человечек», чьи изображения год назад часто появлялись в наших СМИ и многими читателями воспринимались как результат фотошопа. На самом деле человек в каске, который разговаривает с девочкой и котом, действительно стоит. Рядом на плите написано, что это памятник «вежливым людям от благодарных жителей Крыма». Цветов нет, но на автомате человечка прицеплена «георгиевская лента». Видимо, он воевал еще во Вторую мировую…

Второй памятник, открытый летом 2016 года, посвящен Екатерине II и установлен в Центральном парке культуры и отдыха. Его изготовили в Московской области и привезли сюда. Памятник подсвечен со всех сторон, правда, вечером здесь почти нет прохожих, так что любоваться особо некому.

Третий памятник пока доделывают. Он будет открыт возле Совмина и представляет собой колонну в честь народного ополчения.

«Скрепами» служат и названия улиц. Бульвар Ленина, площадь Ленина, проспект Кирова, улица Куйбышева, переулок Совнаркомовский…

Помимо памятников, есть здесь и плакаты, билборды и настенные росписи с изображением президента.

Иду по Карла Маркса и внезапно слышу доносящийся откуда-то из динамиков голос, судя, по всему, явно президента Российской Федерации. Поглядев по сторонам, понимаю, что звук идет от здания городской прокуратуры. Там установлен один из тех самых легендарных экранов, которые развозили по всему полуострову. С экрана вещает глава соседнего государства – у него как раз пресс-конференция. Потрясающе, но спустя какое-то время, понимаю, что, кроме меня, его больше никто не слушает. Мало того, люди просто пробегают мимо, стараясь не смотреть, так что в итоге именно моя застывшая от удивления фигура вызывает скорее подозрение, чем вливается в общую массу.

Любопытно, что российские флажки встречаются в автомобилях крайне редко. Внимательно присматриваясь, заметила штук три или четыре за несколько дней. И это после той «флажковой» эйфории и тонн сувенирной продукции в трехцветной гамме, которая была на полуострове еще недавно.

В пешеходных переходах торгуют цветами и календарями. Есть и с изображением президента РФ. Впрочем, и тут ажиотажа явно нет.

А вот в Феодосии на здании, где когда-то много лет висел плакат: "Нет НАТО" теперь красуется надпись: "Остров Крым". А со здания кинотеатра "Украина" наконец сняли билборд, который также висел там много лет: "Окраина, вспомни имя свое". Видимо, после того, как "остров Крым" "вспомнил", билборды стали ненужны.

Украинские «следы» и туры «на материк»

То и дело в транспорте, подъездах и на зданиях встречаются «следы» Украины. В основном в виде старых объявлений и наклеек охранных фирм, однако стоит отметить, что на зданиях остались железные таблички, извещающие о том, что это – памятник архитектуры и национальное достояние Украины. Такая даже красуется на здании «Чорноморнафтагазу», которое находится в бывшей гимназии. Как известно, компания была захвачена Российской Федерацией вместе с вышками по добыче газа в шельфе Черного моря, в том числе и на Одесском месторождении.

На столбах – много объявлений. В первую очередь прохожим предлагают получить «без проблем» российское гражданство, российский паспорт, а также найти работу выходцам из Донбасса. Кроме того, популярны на досках объявлений и столбах предложения по турам «на материк», то есть, в Киев, Одессу, Херсон, Луганск и Донецк.

Есть и объявления по изучению русского языка, а иногда попадаются и приглашения на курсы по украинскому. Их организовывает Украинский культурный центр, который пока действует, хотя и с большими трудностями.

В целом, характеризуя общую ситуацию в Крыму, мои собеседники говорят так: кому-то стало жить лучше в материальном плане, кому-то – хуже, а в среднем здесь, как и раньше, говоря словами из известной шутки, «кушают голубцы». Что же касается общих настроений, то мои наблюдения подтверждают: эйфории больше нет. Кто-то по-прежнему ждет улучшения ситуации, в которую непременно вмешается «вождь», который просто пока не в курсе произвола местных чиновников. Кто-то потихоньку начинает жалеть. А кто-то – и таких тысячи – изначально был против и теперь пытается хоть как-то изменить ситуацию на полуострове. Об этих людях, которые, рискуя свободой и жизнью, не забывают о своей Родине, - в следующей публикации ИзбирКома.

Анна Дилярова

Поділитися