12 червня 2020 р. 18:09

Светлая метка и повышение штрафов: проголосовали законопроект на радость автомобилистам и на хлопоты пешеходам

Светлая метка и повышение штрафов: проголосовали законопроект на радость автомобилистам и на хлопоты пешеходам

Третьего июня народные депутаты проголосовали в первом чтении за то, чтобы люди светились в темноте и платили больше денег, если нарушают правила дорожного движения.

Светиться в темноте надо вне городов, поселков и сел, если идешь рядом с дорогой, и на тротуарах, обочинах и велодорожках в населенных пунктах. И воспользоваться для этого можно светоотражающими лентой, жилеткой или наклейкой.

Рассказываем, почему на практике с идеей есть проблемы и как за это проголосовали нардепы.

Депутаты проголосовали за то, чтобы что в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, вне населенных пунктов, по тротуарам, пешеходным или велосипедным дорожкам, обочинам, по краю проезжей части или улицы пешеходы ходили в светоотражающих элементах. Это может быть лента, жилет или наклейка.

Если светоотражающие элементы не носить, – предупреждение или штраф 51 гривна.

Это нововведение должно помочь водителям замечать пешеходов как можно раньше и успеть затормозить или объехать их, избежав столкновения.

Повысят штрафы для нарушителей-пешеходов, велосипедистов, фирманов

Пешеходов, велосипедистов, водителей гужевого транспорта и погонщиков животных обяжут платить больше, чем раньше, за нарушения правил дорожного движения.

Например, за переход дороги в неположенном месте сейчас штрафуют на 51 гривну, а хотят – на 255. Пьяные пешеходы и велосипедисты могут заплатить 510 вместо нынешних 136 гривен. А если нарушения пешеходов или велосипедистов приведут к аварийной обстановке, придется заплатить 680 гривен, вместо нынешних 170. Нардепы предлагают обойтись без предупреждений: нарушил – плати штраф. За это проголосовали в первом чтении.

Адвокат по делам с ДТП поддерживает законопроект

Киевский адвокат Вадим Володарский специализируется на делах о ДТП. Он считает, что видимость пешеходов важна для их безопасности и наезды на пешеходов нельзя списывать на только на то, что водители ездят слишком быстро.

"Ведь водитель выбирает скорость по критерию видимости дороги. Это пункт 12.2 правил дорожного движения. А дорогу может быть видно лучше, чем человека на ней. При расследовании ДТП организуют следственные эксперименты, и мне неоднократно приходилось в таких экспериментах участвовать. Они как раз и показывают, что видимость пешехода в конкретной одежде меньше, чем видимость дороги. Серая одежда на фоне серого покрытия дороги маскирует пешехода. Это также происходит вследствие специфической формы лучей ближнего света фар", – рассказал Вадим Володарский.

Он говорит, что на фоне снега пешеходов видно лучше, поэтому зимой меньше ДТП.

Володарский считает повышение штрафов для пешеходов хорошей идеей.

"У нас диспропорция ответственности пешеходов и водителей. Сам по себе новый законопроект вряд ли что-то изменит, если не отказаться от практики, когда водителя пытаются сделать виноватым в любом ДТП с пешеходом, даже когда последний нарушил все что только можно и, собственно, создал аварийную ситуацию", – говорит адвокат.

Что не так с инициативой о светоотражающих элементах для пешеходов

Эксперт по транспортному планированию и моделированию Дмитрий Беспалов считает, что идея о светоотражающих элементах для пешеходов нарушает причинно-следственные связи так как несмотря на то, что использование специальных элементов одежды может сделать пешеходов более видимыми на дороге и, возможно, спасти жизнь. С другой стороны, это неправильный акцент и перекладывание части вины на незащищенных участников дорожного движения, рассказывает эксперт по транспортному планированию и моделированию.

Он говорит, что в ДТП с наездом на пешехода есть три основных виновника: водитель, пешеход и инфраструктура, поэтому перекладывать всю вину на пешехода странно".

"В стране, где не существует аудита безопасности дорожного движения, работы с местами концентрации ДТП и контроля водителей, решили штрафовать пешеходов. Звучит как анекдот. В различных древних культурах слабее касты было принято выделять визуально для унижения и демонстрации их низкого положение. Это решение со стороны выглядит примерно так же", – рассказывает Дмитрий Беспалов.

Вот как проголосовали партии за светоотражающие элементы одежды для пешеходов:

Поділитися