05 червня 2019 р. 09:12

Как «евробляхи» снизили количество автоугонов в Одессе

Как «евробляхи» снизили количество автоугонов в Одессе

В основном в городе продолжают угонять элитные авто для того, чтобы впоследствии возвращать их владельцам за деньги.

В 2018 году было угнано меньше всего машин за последние пять лет. Всего 780 уголовных производств было зарегистрировано за прошедший год против 1 176 в 2017-м. Рекорд по количеству автоугонов за последнюю пятилетку был зафиксирован в 2016 году – 1 467 раз потерпевшие обращались с заявлением в полицию. Такие данные опубликованы в отчете прокуратуры Одесской области, который сформирован на основе Единого реестра досудебных расследований.

Главной причиной этому, по мнению правоохранителей, является насыщение рынка недорогими машинами из Европы, а также из США и Объединенных Арабских Эмиратов, растаможенных по льготной ставке. Последние прибывают в порты Одесской области с аукционов, как правило, после ДТП или с другими повреждениями. Даже с затратами на ремонт стоимость автомобиля чаще всего получается дешевле, чем на внутреннем рынке.

Ввиду этого впервые за многие годы для автоугонщиков стало невыгодно красть машины среднего ценового сегмента. На них слабый спрос, а затраты злоумышленников по угону транспортного средства достаточно велики.

Ранее немало угнанных машин по поддельным документам и с перебитыми номерами кузова отправлялись в Грузию на пароме через Черноморск, в оккупированный Крым или Россию. Сейчас эти каналы переправки ворованных авто почти не работают.

Поэтому угонщики переключились на машины, стоимость которых составляет не менее 40 000 долларов США. Кстати, в основном одесская полиция раскрывает угоны машин, которые совершены непрофессионалами в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. И вот почему.

Как работают спецы-автоугонщики?

Угнанные элитные автомобили преступники стараются вернуть владельцу за деньги. Как правило, за возврат "железного коня" просят порядка 30-40% от его стоимости. В некоторых редких случаях удается сторговать до 20%.

Выкуп машины происходит не напрямую, а через цепочку посредников, в которую входят действующие сотрудники уголовного розыска областной полиции. Они почти всегда "в доле". Источники в уголовном розыске ГУ НП в Одесской области рассказывают, что иногда в полиции просят потерпевших оставить техпаспорт и ключи, мол, если найдется авто, чтобы могли его открыть и произвести следственные действия. На самом деле наличие ключей у полиции гарантирует им, что при возврате машины за деньги они не останутся без своей части прибыли (что их не обманут автоугонщики и посредники). Иногда угонщикам удается открыть авто, завести его и уехать, но повторно сделать они уже этого не могут, а с оригинальными ключами задача упрощается. Причина – кодграббер автоугонщиков записывает сигнал противоугонной системы единоразово.

К тому же после всплеска угонов в 2016 году многие автовладельцы перестали экономить на сигнализации и стали устанавливать различные дополнительные системы защиты, что значительно усложняет процесс угона. Например, одно из эффективных решений – установка оборудования, которое блокирует запуск двигателя, цепи питания бензонасоса, катушек зажигания или форсунок, а также цепи датчика положения коленчатого вала. Тут стоит помнить, что при таком оборудовании надо устанавливать дополнительный замок для капота.

Угонщики элитных машин стараются работать профессионально, ведь их консультируют и даже работают вместе с ними бывшие сотрудники милиции.

Прежде чем украсть то или иное авто, преступники изучают не только распорядок дня жертвы, но и ее платежеспособность, чтобы не было ситуации, что угнали машину с целью выкупа, а владелец погряз в кредитах и не имеет возможности заплатить за возврат своего имущества.

Хорошо организованные группы автоугонщиков стараются не оставлять машины на отстое на улице. Как и полагается, у каждого члена ОПГ есть своя роль. Кто-то ищет место для отстоя или гаражи из бетонных блоков с небольшим углублением в земле, что само по себе глушит сигнал GPS и собственник авто не может установить его местонахождение. Кому-то выпадает роль непосредственно угонщика, а кто-то занимается технической частью – перебивает номера кузова, производит мелкий ремонт. Отдельно может быть человек, занимающийся покупкой приспособлений, перехватывающих код управления сигнализацией.

Коррупция или профнепригодность «угро»?

Автоугоны – это узкий сегмент в преступности. Уголовный розыск знает абсолютно все действующие лица этого, так сказать, «рынка». Например, в СМИ уже всплывали следующие клички автоугонщиков: Фома, Марик, Гусь, Кэмел.

Бывает, что угнанный автомобиль разбирают на запчасти с целью продажи. Но это случается редко. Наиболее выгодный вариант угона с последующим выкупом - так меньше хлопот и преступники быстрее получают деньги, часть которых идет на оплату "крыши" в лице уголовного розыска. Косвенным подтверждением этого служит статистика: в 2018 году всего лишь 24,2% автоугонов было раскрыто, а в 2017 – 17,2%.

Более того, бывает, что в Одессу приезжают гастролеры-автоугонщики. Но и они сотрудничают с местным криминалитетом, который помогает им в поиске посредников для получения денег за возврат транспортного средства и даже иногда подбрасывают информацию о потенциальных жертвах.

То есть уголовный розыск одесской полиции все знает, но ничего не может. Обычно в полиции прибегают к отговоркам, что им мешает работать Уголовный процессуальный кодекс, принятый в 2012 году, или же, что раскрытие автоугонов – это очень сложно. Но если бы оперативные сотрудники добросовестно работали бы, то автоугонщики, как минимум, не могли бы осуществлять процедуру по выкупу машин. Ведь возврат за деньги автомобиля предполагает общение между собой посредников и угонщиков, а также передачу денег, что можно и нужно документировать в рамках уголовного производства и ловить всех членов ОПГ с поличным.

Ярослав Берендаков

Поділитися