26 листопада 2018 р. 14:31

Права и ответственность: как в Словении решили "национальный вопрос"

Права и ответственность: как в Словении решили "национальный вопрос"

ИзбирКом рассказывает об обеспечении прав национальных громад в Словении.

Одно из славянских государств – Словения – нечасто появляется в украинских новостях и мировых сводках: небольшая страна с населением чуть более 2 миллионов человек кажется не самой влиятельной в Евросоюзе, да и особых скандалов, которыми славятся другие государства, здесь не слышно. Однако после распада Югославии и десятидневной войны в 1991 году она стала примером положительного решения межнациональных вопросов и, находясь на пересечении трех географических территорий с пятью языками общения, сумела использовать это как преимущество для развития туризма и инфраструктуры. ИзбирКом рассказывает о том, как в этом государстве подходят к обеспечению прав национальных меньшинств. 

В Словении на конституционном уровне признаны два национальных меньшинства: венгерское и итальянское, - а также ромское сообщество. Представители других национальностей, в том числе, например, хорваты, такого статуса не имеют.

Быть национальным меньшинством в этом государстве означает иметь ряд дополнительных прав. 

Так, согласно статье 64 Конституции (Специальные права автохтонных итальянского и венгерского национального меньшинства в Словении), они имеют право свободно использовать национальную символику; право создавать организации и развивать экономическую, культурную, научную и исследовательскую деятельность, а также деятельность в сфере публичных средств массовой информации и издательского дела; право на образование и обучение в школе на родном языке, а также право учреждать и развивать образование и школы; право налаживать отношения со своей нацией происхождения и своей соответствующей страной; для реализации своих прав - право создавать собственные самоуправляющиеся общины ;право быть прямым представителем в органах местного самоуправления и Национальной Ассамблее (парламенте). Эти права гарантируются независимо от количества членов сообщества, более того, в ЕС запрещен подсчет либо какой-либо сбор информации о количестве представителей нацменьшинств, потому и в Словении никто точно не скажет, сколько представителей венгров или итальянцев живут на территории того или иного муниципалитета.

При этом на территориях проживания нацменьшинств функционирование двуязычных школ определено законом. Так, статья 11 Конституции гласит, что официальным языком Словении является словенский, а в муниципалитетах, где проживают итальянские или венгерские национальные сообщества, - такой статус также имеют итальянский или венгерский языки. 

Как пояснил Станко Балух, директор управления по делам национальных меньшинств Республики Словения, на практике это означает, что все документы органов власти в таких муниципалитетах ведутся на двух языках: государственном и языке национального меньшинства. Кроме того, сотрудники органов местного самоуправления обязаны владеть двумя языками и даже получают за это небольшую доплату - от 3 до 6% к окладу. Правда, далеко не все действительно владеют языком национального меньшинства, потому государство сейчас ужесточает контроль и вводит обязательные языковые курсы для чиновников. Само собой, знание государственного языка также является обязательным.

Что касается школьного образования, то в венгерских общинах оно ведется одновременно на двух языках. На уточняющий вопрос, как именно это происходит, С. Балух пояснил, что учителя одновременно общаются и объясняют материал на двух языках. А вот в итальянских общинах школы обучают детей на итальянском языке, а изучение словенского является обязательным предметом. Правда, словенские власти признают наличие похожей на украинскую проблему:

«Итальянские общины проживают на границе с Италией. На практике это означает, что дети намного лучше знают итальянский язык и после окончания школ стараются поступать в итальянские вузы. Со своей стороны мы стараемся привлекать молодежь обратно в Словению, чтобы после получения образования специалисты возвращались на родину. Однако удается пока не все, что хотелось бы», - признался С. Балух.

При этом языком высшего образования в этой стране, как и в Украине, является государственный.

Еще одно право нацменьшинств – иметь своего представителя в Национальной Ассамблее (парламенте). Согласно статье 80 Конституции, в парламент выбирается по одному депутату от итальянского и венгерского национальных меньшинств. Таким образом, из 90 депутатов двое проходят по национальным квотам. Их избирают жители муниципалитетов, где компактно проживают представители национальных громад. С прошедшими по квотам депутатами в обязательном порядке советуются при принятии решений, которые напрямую затрагивают интересы нацменьшинств, причем они имеют право блокировать их принятие в случае угрозы правам нацменьшинств.

В то же время представители меньшинств признаются, что на практике сложно привести примеры прямого влияния депутатов:

«В первую очередь – это наш голос в парламенте, наше слово и наше влияние на политику в целом. Национальному сообществу отрадно видеть своего представителя в высшем законодательном органе страны, к тому же, муниципалитеты обязаны советоваться с нами во время принятия любых решений, которые так или иначе затрагивают наши интересы как национального сообщества. Поэтому проблем с взаимопониманием нет», - пояснили представители венгерского меньшинства во время встречи в муниципалитете Лендава в Помурье.

Отметим, что центральной организацией автохтонной венгерской национальной общины Помурья (здесь проживает самая многочисленная община) является Венгерская самоуправляемая государственная организация, созданная в 1975 году. В ее совет входит 21 представитель, и именно она официально контактирует с государственными органами власти. Ее важнейшими задачами являются сохранение и развитие венгерской общины Помурья, ее родного языка, культурного наследия, реализация прав, гарантированных Конституцией Словении и другими законами.

Эта организация основала три института: Институт информационной деятельности, который занимается изданием газет, журналов, книг, а также способствует развитию радио и телевидения на венгерском языке; Институт культуры (он проводит культурно-художественную деятельность, например, развивает национальные ремесла, организовывает работу различных кружков и тому подобное) и Институт регионального развития (основная задача – содействие экономическому развитию в регионе Помурье, где проживает венгерское национальное сообщество). Таким образом, нацменьшинства имеют право не только на язык и культуру, но и на экономическое развитие, получая от обоих государств (Словении и Венгрии или Словении и Италии соответственно) различные гранты на малый бизнес, проекты, связанные с инфраструктурой муниципалитетов и так далее. 

В свою очередь, словенское государство заботится о своей громаде в соседней Венгрии. Например, в Порабье (западная часть Венгрии вблизи австрийско-венгерско-словенской границы) находятся 7 поселков словенцев. Словенская национальная община является одной из тринадцати признанных национальностей в Венгрии, которая охраняется законодательством. Здесь действуют две словенские организации: Венгерский союз словенцев и Национальное словенское самоуправление. На этой территории выходит словенский еженедельник, транслируется телепередача и функционирует радиостанция. Помимо сохранения культуры и языка, словенская громада заботится о создании рабочих мест, так как этот регион – довольно небогат. В 2006 году в Порабье создали Агентство развития, главная цель которого – получать средства от Евросоюза и государства для проектов развития экономики, сельского хозяйства и туризма. К примеру, здесь создан садовый кооператив, в который вошли частные яблоневые сады, по производству сока и варенья, обустроены туристические объекты, причем особенное внимание уделяется развитию эко-туризма с возможностью поселиться и пожить несколько дней в типичном словенском сельском жилье, отведать блюда национальной кухни, принять участие в традиционных праздниках и приобрести местные сувениры. Большая часть туристов – это венгры, австрийцы, немцы, хорваты и, конечно же, сами словенцы из Словении.

Отдельно стоит рассказать о правах ромского сообщества. В 2007 году в Словении был принят закон о сообществе ромов, который всесторонне регламентирует его статус, определяет полномочия государственных органов и органов местного самоуправления для обеспечения особых прав ромов.

Закон предусматривает финансирование программы мероприятий для ромов, которая принимается на пять лет и реализуется муниципалитетами. Среди стратегических целей программы - улучшение структуры образования, повышение уровень посещаемости детьми дошкольных учебных заведений, интеграция молодежи и взрослых в учебные процессы по принципу непрерывного обучения; повышение уровня занятости и снижение уровня безработицы среди ромов; предотвращение изоляции ромов, особенно женщин, детей и молодежи, поддержка программ социальной защиты, а именно информационных и консультативных программ; улучшение оказания услуг в сфере здравоохранения.

Кроме того, программы призваны ускорить обустройство поселений для большинства ромского населения, обеспечить доступ к общественным благам, таких как водоснабжение и электроэнергия и – что немаловажно – устранять фактическую пространственную сегрегацию.

Все эти меры позволили уже немало сделать, что наглядно видно по ромским поселениям и самому большому ромкому селу в Европе – Пуще, которое стало отдельным населенным пунктом в 2002 году, получив такой статус благодаря активной работе как местной общины, так у муниципалитета. Кстати, интересы ромов представляют избранные на местных выборах депутаты, которые также являются советниками при муниципалитетах. 

Ромское село Пуща получило статус отдельного населенного пункта 16 лет назад

Отметим, что национальные меньшинства в Словении играют важную роль в трансграничном сотрудничестве, важном как для Словении в целом, так и для приграничных территорий. 

Государственные деятели поясняют: Словения рассматривает Европейский Союз как семью наций, а потому многонациональность - это исключительно дополнительное преимущество, и ни в коем случае не проблема.

Евгения Генова

Поділитися