19 січня 2016 р. 02:00

Jeszcze Polska nie zginela: как работает избирательная система в Польше

Jeszcze Polska nie zginela: как работает избирательная система в Польше

Выборы в соседней Польше имеют довольно веское влияние на политику этого государства в отношении Украины. ИзбирКом выяснил, как поляки, сумевшие достичь за последние 25 лет столь высоких показателей в экономике, выбирают себе власть

Выборы в соседней Польше обычно пользуются у украинцев куда менее пристальным вниманием, чем политические перипетии у восточного соседа. И, кстати, зря, поскольку Республика Польша, стартовав с меньшим потенциалом, чем Украина, в конце 80-х, сейчас является одной из самых быстро развивающихся стран Европы.

Конституция и Кодекс

Как и Франция, Польша сменила не одну конституцию: только в ХХ веке поляки успели пожить при Малой конституции 1919 года, Конституции 1921 года, Апрельской конституции 1935 года, Малой конституции 1947 года, Конституции 1952 года, Малой конституции 1992 года, а сейчас живут по нормам, определенным Конституцией 1997 года.

В тему Страна семнадцати конституций: как французы выбирают себе власть

Современный Основной Закон состоит из 13 разделов и 273 статей, которые регулируют распределение власти на законодательную (Национальное собрание) в лице Сейма (460 депутатов) и Сената (100 сенаторов), исполнительную (Президент и Совет министров) и судебную. Польша определена как демократическое правовое государство, реализующее принципы социальной справедливости.

Кроме того, страна – парламентская республика.

Основными нормативно-правовыми актами, которые регулируют порядок подготовки и проведения выборов, являются Конституция, а также Избирательный кодекс 2011 года, который подробно регламентирует выборы в стране, в том числе в Европейский парламент.

Президент – глава Республики

Президент Польши избирается народом (обычно в парламентских республиках президента выбирают в парламенте, но в Польше пошли другим путем, поэтому некоторые эксперты считают, что правильнее называть форму правления в стране парламентско-президентской) на пятилетний срок путем всеобщих, равных, прямых выборов и тайного голосования. Выборы Президента назначаются Маршалом Сейма (председателем нижней палаты парламента). Президент имеет право законодательной инициативы и право вето. Издает акты: распоряжения, приказы, постановления, которые должны соответствовать законам.

Кандидат в президенты должен собрать не менее 100 тысяч подписей избирателей в свою поддержку. Для этого ему сначала следует учредить инициативную группу поддержки (минимум 15 человек), а затем зарегистрировать первую тысячу подписей в избирательной комиссии в установленный Избирательным кодексом срок.

Принцип определения победителя – такой же, как и в Украине: если ни один кандидат в первом туре не набрал 50% плюс один голос, то объявляется второй тур, в котором побеждает тот, кто набрал больше голосов, чем соперник.

Начиная с 1989 года, когда Польша получила право самостоятельно определять свое будущее, в стране правит уже шестой президент. Президент Войцех Ярузельский правил страной еще с 1985 года и закончил свое правление в декабре 1990 года. После него главой страны был избран легендарный Лех Валенса (до 22 декабря 1995 года). Следующим президентом два срока подряд избирался Александр Квасьневский. В декабре 2005 года главой Республики Польша был избран Лех Качиньский, который погиб в апреле 2010 года в авиакатастрофе на территории Российской Федерации при невыясненных обстоятельствах. В августе 2010 года президентом был избран Бронислав Коморовский. Он пробыл на этой должности один срок. В прошлом году главой польского государства стал соратник Леха Качинского Анджей Дуда.

Его победа стала неприятным фактом для евросимпатиков, поскольку серьезных претензий к Б. Коморовскому и его партии «Гражданская платформа» у поляков не было, наоборот, экономика Польша развивалась в годы его правления очень хорошими темпами. В то же время А. Дуда пообещал уже через год уменьшить пенсионный возраст до 60 лет для всех, вместо нынешних 67 для мужчин и 65 для женщин, а также уменьшить налоги и отказаться от введения евро.

По мнению украинских политологов, А. Дуда будет вести жесткую антироссийскую политику и опираться на поддержку США. Анджей Дуда также задекларировал негативное отношение к лидерству Германии в Евросоюзе и пообещал бросить ему вызов. В ходе избирательной кампании он также не исключил возможности прямой военной помощи Украине.

«Польскую политику ждет интересное время, так как помимо прочего Дуда пообещал уйти в отставку через год, если не выполнит предвыборных обещаний. Скучно не будет», - уверен политолог Тарас Березовец.

Нынешний президент Польши Анджей Дуда. ФОТО: andrzejduda.pl

Совет министров отвечает перед Сеймом

Главным органом исполнительной власти является Совет министров Польши. Члены Совета министров несут солидарную ответственность перед Сеймом за работу правительства, они также могут нести индивидуальную ответственность за выполнение задач, возложенных на них премьер-министром или относящиеся к компетенции своих министерств. Совет Министров имеет свои представительства в каждом из 16 воеводств страны.

Наряду с корпусом государственных служащих, канцелярия премьер-министра и все министерства имеют политических советников — команды консультантов, работающих в каждом министерстве и разрабатывающих основные принципы политики.

Сейчас премьер-министром Польши является Беата Шидло, заместитель председателя партии «Право и справедливость», которая возглавляла предвыборный штаб Анджея Дуды и привела партию к победе на октябрьских выборах 2015 года. 

Премьер-министр Польши Беата Шидло. ФОТО: bbc.com

Выборы в Сейм 

Нижней палатой польского парламента является Сейм. Выборы в Сейм являются общими, прямыми, равными и происходят на пропорциональной основе. Это означает, что поляки голосуют за партии, а мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам. Сейм насчитывает 460 депутатов. Их избирают на четыре года.

Польша разделена на 41 избирательный округ. В каждом из них, в зависимости от его размера, выбирают от 7 до 19 депутатов.

Голосование за депутатов проходит в многомандатных округах по пропорциональному принципу так называемыми преференциями. Это дает возможность избирателю указать в бюллетене желаемого кандидата, который в случае преодоления партией избирательного барьера приобретает первоочередное право на мандат.

На выборах в Сейм избирательный барьер для партий установлен на национальном уровне в 5%, для блоков партий - 8%. Если ни один из соответствующих субъектов не набрал необходимого количества голосов для преодоления барьера, то «порог» снижается до 3% и 5% соответственно. Право баллотироваться также признано за представителями общественных организаций, представляющих национальные меньшинства. Для них есть квота – одно место в Сейме.

Кстати, католическая Польша признает необходимость гендерной квоты: в избирательном списке партий и блоков не может быть меньше 35% женщин или 35% мужчин.

Баллотироваться в депутаты Сейма может гражданин Польши, достигший 21 года. Не могут быть депутатами судьи, прокуроры, чиновники общественной службы, военнослужащие, находящиеся на действительной военной службе, должностные лица полиции, а также должностные лица служб охраны государства.

По результатам выборов-2015 в Сейм прошли пять партий. На выборах победила национал-консервативная партия экс-премьера Ярослава Качиньского (брата погибшего Леха Качиньского) «Право и Справедливость», получив 37,6% голосов избирателей. К этой же партии принадлежит и президент Анджей Дуда. Бывшая правящая либерально-консервативная партия «Гражданская платформа» набрала 24% голосов. В Сейм также прошли партия бывшего рок-музыканта Павла Кукиза — Kukiz’15 — 8,8%, либеральная партия «Современная Польша» — 7,6% и «Польская крестьянская партия» — 5,1%.

Кстати, политические партии в Польше финансируются из трех источников: их частной собственности, от физических лиц (за счет членских взносов, наследства, подарков и т.д.) и дотаций из государственного бюджета (только для партий, получивших на парламентских выборах не менее 3% голосов, в случае блоков – 6%).

Польский Сейм. ФОТО: parlamentarny.pl

Полномочия Сената

Верхней палатой польского парламента является Сенат, в который входят 100 сенаторов.

Сенаторы избираются всенародным голосованием на четыре года. Выборы в Сенат проходят одновременно с выборами в Сейм. Сенатором может стать гражданин Польши, достигший 30-летнего возраста.

Партии, которые выдвигают кандидатов в сенаторы, должны создать специальные структуры (комиссии) по выдвижению таких кандидатов, причем ими не могут быть кандидаты в депутаты Сейма. Партия имеет право выдвинуть только одного кандидата в сенаторы в каждом округе.

Кандидат, за которого было подано относительно большее количество голосов, становится представителем своего округа в Сенате.

Сенат имеет право заблокировать любой законопроект, принятый в Сейме, однако Сейм может преодолеть вето Сената при принятии законопроекта абсолютным большинством голосов. На рассмотрение принятых Сеймом законов Сенату отводится 30 дней и 14 – если закон срочный.

Польские сенаторы располагаются в довольно скромном помещении. ФОТО: senat.gov.pl

Конституция предусматривает возможность функционирования Национального собрания. Это совместное заседание Сейма и Сената, которое проходит под председательством Маршала Сейма, а при его отсутствии – Маршала Сената. Национальное собрание принимает присягу Президента Республики перед занятием им должности, заслушивает обращение Президента, определяет неспособность Президента Республики выполнять свои функции по состоянию здоровья, а также может принять решение о привлечении Президента к ответственности за нарушение Конституции и законов. За эти действия Президент несет ответственность перед Государственным трибуналом.

Местные выборы

Польские деятели на встречах с украинцами не устают повторять, что залогом успешных реформ в стране стала децентрализация власти. Глядя на ухоженные деревеньки и как будто пряничные небольшие города, в это охотно верится.

Современная Польша делится на гмины (есть городские гмины, сельские и градо-сельские, всего – около 2,5 тысяч); повяты (средняя административно-территориальная единица, есть 314 повятов и 65 городов на правах повята); воеводства (самая крупная административно-территориальная единица, сейчас их 16).

Гминой руководит совет, избираемый на всеобщих выборах местного самоуправления, а также правление, избираемое советом гмины и осуществляющее исполнительную власть в гмине. В сельских гминах председатель называется войт, в небольших городках — бурмистр, а в крупных — президент. Их также выбирают путем прямых выборов.

Совет повята избирается на выборах самоуправления. Советом руководит староста.

Карта польских повятов. ФОТО: pl.wikipedia.org

Воеводством управляет сейм, избираемого на выборах самоуправления. Сейм возглавляет маршал. Представителем государственной власти в воеводстве является воевода.

Карта польских воеводств. ФОТО: pl.wikipedia.org

На сегодня в Польше сформировалась смешанная избирательная система. Органы местного самоуправления в тех районах, где количество жителей не превышает 20 тысяч, избираются по мажоритарной системе; в тех, где живут более 20 тысяч человек, - по пропорциональной.

Единоличных руководителей выбирают в два тура, если кандидат сразу не взял более 50% действительных голосов.

При этом право выдвигать своих кандидатов имеют не только партии и блоки, но и избирательные комитеты отдельных избирателей и организаций (их инициируют по меньшей мере 15 человек, они должны собрать одну тысячу подписей).

Интересно, что, согласно нормам Евросоюза, в выборах местных органов самоуправления могут принимать участие граждане других стран Евросоюза, проживающие в Республике Польша.

Количество депутатов в местных представительских органах зависит от количества населения. Так, в муниципалитетах, где насчитывается до пяти тысяч населения, численность представительского органа должна составлять не более 12 депутатов, от пяти до десяти тысяч – 12 депутатов, от 10 до 20 тысяч – 19, от 20 до 50 тысяч граждан – 21, от 50 до 100 тысяч человек – 23, от 100 до 200 тысяч человек – 30 депутатов. Для муниципальных образований, численность населения которых превышает эти пределы, разрешается выбирать по пять членов совета на каждые дополнительные 100 тысяч жителей, однако общее число представительного органа не должно превышать 60 человек.

На местных выборах 2014 года поляки выбрали 47 тысяч депутатов местных органов самоуправления разного уровня, а также 2,5 тысячи президентов городов, бурмистров и войтов.

А вот Государственная избирательная комиссия Польши формируется не из политиков, а из бывших судей Конституционного, Верховного и Высшего административного судов. Избирательная комиссия избирательного округа также должна состоять из 7-11 судей и члена избирательной комиссии от воеводства. Избирательная комиссия избирательного участка должна состоять из 6-10 лиц из числа тех, которые были назначены представителями избирательных комитетов и одного лица, назначенного председателем местной общины, мэром.

Голосование должно происходить на избирательных участках окружных избирательных комиссий в течение одного дня и без перерыва с 6 часов утра и до 8 часа вечера. Если избиратель имеет при себе оружие, ему запрещается вход на избирательные участки.

Стоит заметить, что в Польше можно голосовать по почте или по доверенности, если сам избиратель так захочет.

ФОТО: agencjagazeta.pl

 

Евгения Генова

Поділитися