КИУ проанализировал предвыборные программы партий Одесских областного и городского советов VII созыва и мэра Одессы

29 лютого 2016 р. 02:00

С помощью мониторинга выполнения предвыборных программ организация стремится обратить внимание местных политиков и граждан на важность этого элемента общественно-политических отношений

С 2006 года Одесская областная организация ВОО «Комитет избирателей Украины» осуществляет мониторинг выполнения предвыборных программ политических партий, имеющих своих представителей в Одесском, Измаильском, Котовском, Белгород-Днестровском, Ренийском и Раздельнянском городских советах, а также в Одесском областном совете.

С 2012 года также осуществляется мониторинг выполнения предвыборных программ городских голов Одессы, Измаила, Котовска, Белгорода- Днестровского, Рени и Раздельной. С 2016 года аналогичный мониторинг осуществляется в Татарбунарах, соответственно, мониторингом охвачена деятельность партий, имеющих своих представителей в Татарбунарском городском совете, а также Татарбунарского городского головы.

С помощью мониторинга выполнения предвыборных программ организация стремится обратить внимание местных политиков и граждан на важность этого элемента общественно-политических отношений, повысить ответственность политических партий и городских голов перед избирателями за реализуемую на местном уровне политику, способствовать упорядочиванию деятельности местных политических партий и городских голов в направлении реализации стратегических целей и задач, а не одномоментных решений, а также в конечном счете перевести общественную дискуссию во время предвыборных кампаний с обсуждения личностей к обсуждению идей, содержащихся в предвыборных программах.

В осуществлении мониторинга предвыборных программ мы отталкиваемся от представления о предвыборных программах, как о комплексном плане деятельности политической партии и/или городского головы на весь срок каденции. С данной точки зрения, предвыборные программы местных организаций партий должны:

  1. учитывать имеющиеся у органов местного самоуправления полномочия для реализации обещанного;
     
  2. быть как можно более детализированной, содержать конкретные способы решения актуальных проблем города в среднесрочной перспективе;
     
  3. быть структурированными по сферам.

С точки зрения полномочий, имеющихся у органов местного самоуправления, программы    должны    учитывать, что в ряде  сфер  органы  местного самоуправления выполняют делегированные функции и не могут самостоятельно изменять характер и содержание реализуемой политики. К таким сферам относятся – реализация государственной политики в сфере социальной защиты населения, в сфере образования, здравоохранения, культурного развития и т.п. Эти сферы не могут быть приоритетными в предвыборных программах городских партий, поскольку  полномочия городских советов в этих направлениях ограничены. Однако, в этих сферах внимание может быть уделено содержанию в надлежащем состоянии их инфраструктуры и оптимизации расходов на их содержание, например, за счет использования энергоэффективных технологий.

В тоже время, в ряде сфер у органов местного самоуправления есть  абсолютный приоритет для определения собственных планов относительно обеспечения работы жилищно-коммунального хозяйства и развития соответствующей инфраструктуры, развития транспортной инфраструктуры, реализации градостроительной политики и управления земельными ресурсами, обеспечения экономического развития своей громады, а также экологической безопасности. У органов местного самоуправления также достаточно полномочий для обеспечения работы своего органа по принципам максимальной открытости во взаимодействии с громадой, прозрачности и подотчётности гражданам.

Вообще не имеют полномочий органы местного самоуправления в таких направлениях, как оборонная политика, внешняя политика, работа органов правопорядка, работа судебной системы, утверждение перечня налогов и сборов, распоряжение государственной собственностью и т.п.

С точки зрения конкретики и детализации, наиболее содержательной и, соответственно, реалистичной, является предвыборная программа, каждый пункт которой содержит цель, которую стремиться достичь партия или городской голова, перечень конкретных задач, при выполнении которых планируется достижение цели, этапы выполнения задач для достижения цели, четкие показатели достижения каждой из поставленных задач, объемы финансирования, необходимые для достижения поставленных задач, а также источники привлечения соответствующих финансовых ресурсов, и, наконец, четкие сроки контроля реализации каждого этапа и достижения цели.

Наконец, учитывая имеющиеся у органов местного самоуправления полномочия, предвыборные программы, соответственно, могут быт разделены на соответствующие сферы реализации локальной (или региональной в случае с областным советом) политики. Соответственно, предвыборные программы локального уровня могут охватывать следующие сферы: жилищно-коммунальное хозяйство, экологическая безопасность, градостроительная политика и земельные правоотношения, транспортная отрасль и дорожное хозяйство, экономическое развитие громады, реализация принципов «хорошего управления» (Good Governance), реализация социальной политики, обеспечение потребностей сферы образования, здравоохранения и культуры.

В данном отчете представлен анализ качества предвыборных программ политических партий, в результате местных выборов 2015 года получивших представительство в Одесском, Измаильском, Котовском, Белгород- Днестровском, Ренийском, Татарбунарском, Раздельнянском городских советах, новоизбранных городских голов соответствующих населенных  пунктов,  а также партий, имеющих своих представителей в Одесском областном совете.

Предвыборные программы есть у пяти партий из шести, которые прошли в областной совет: Оппозиционный блок, Блок Петра Порошенко Солидарность, Батькивщина, Видродження и «Наш Край». Отсутствует информация о предвыборной программе партии «Доверяй Делам».

В тоже время, для Одесской области была составлена программа только партий «Наш Край» и «Оппозиционный блок». Все остальные партии использовали национальные предвыборные программы (БПП Солидарность, Видродження, Батькивщина), что не могло не отразиться на их качестве с точки зрения реалистичности для выполнения на уровне областного совета совета, а также охвата специфических проблем одесского региона.

Наибольшее количество обещаний содержится в предвыборных программах партий «Видродження» (58 обещаний) и Блока Петра Порошенко «Солидарность» (58 обещаний). Наименьшее – в    программах ВО «Батькивщина» - 24 обещания, и Оппозиционного блока – 29 обещаний. В предвыборной программе партии «Наш Край» содержится 33 обещания.


С точки зрения соответствия обещаний, содержащихся в предвыборных программах, полномочиям областного совета, наиболее соответствующей полномочиям областного совета является предвыборная программа партии «Наш Край» (0,4 балла из 1), а наименее – БПП Солидарность – 0,2 балла. Программы партий ВО Батькивщина, Оппозиционный блок и Видродження оценены в 0,3 балла.

При этом все указанные оценки свидетельствуют о том, что большая часть партийных обещаний вообще не может быть выполнена, а приоритеты во многом отданы тем сферам, в которых областной совет обладает ограниченными полномочиями.

Во всех предвыборных программах, количество обещаний, которые могут быть выполнены, менее 50%. В программе партии «Возрождение» таких обещаний всего 40%, в программе партии «Наш   край» - 39%,  партии «Оппозиционный   блок» - 34%, ВО«Батькивщина» - 29% и БПП «Солидарность» - 26%.

Таким образом, отсутствие в законе «О местных выборах» требования к партиям предоставлять свои предвыборные программы напрямую отразилось  на их качестве. Большая часть партий использовала национальные   программы,

которые не отвечают функциям органов местного самоуправления, и, преимущественно могут быть реализованы только на национальном уровне: в рамках работы парламента и Кабинета Министров. Большая часть всех предвыборных программ не может быть выполнена в рамках деятельности депутатов в областном совете.

Все обещания из предвыборных программ политических партий, которые могут быть выполнены в рамках работы областного совета, были оценены с точки зрения их содержательности, т.е. насколько подробным является план по реализации каждого обещания, а, следовательно, и насколько эффективно может быть построена деятельность по его реализации, а также достижение конечной цели.

К сожалению, ни одна предвыборная программа партий областного совета не может быть охарактеризована как содержательная. Во всех предвыборных программах полностью отсутствуют развернутые пункты предвыборных программ.

В предвыборных программах ВО «Батькивщина» и «Оппозиционный  блок» к тому же не содержится ни одного обещания с хотя бы частичной детализацией. 7 обещаний в первом случае и 10 во втором являются неразвернутыми. Только в предвыборной программе партии «Наш край» доля предвыборных обещаний является значительной – 5 слаборазвернутых и 8 неразвернутых.

В остальных случаях неразвернутые обещания серьезно превышают количество слаборазвернутых.

Из 7 возможных баллов в данном направлении все предвыборные программы партий областного совета были оценены примерно в 1 балл, т.е. являются неразвернутыми, без предоставления четкого плана реализации обещанного. Так, программы ВО Батькивщина и Оппозиционного блока оценены в 1 балл, в 1,1 балл оценена программа БПП «Солидарность», а партии «Возрождение» - в 1,2 балла.

Наконец, все обещания из предвыборных программ, которые могут быть выполнены в рамках деятельности областного совета, были оценены на предмет полноты охвата направлений местной политики. С этой точки зрения наиболее     всеобъемлющей     оказалась     предвыборная     программа  партии «Возрождение» (8 направлений из 10). Программа БПП Солидарность охватила 6  направлений,  Батькивщины  и  Оппозиционного  блока  –  по  5 различных направлений, и, наконец, партии Наш Край – 4 направления.

Из пяти партий, прошедших в Одесский городской совет VII созыва, предвыборные программы есть у четырех – Блока Петра Порошенко «Солидарность», Оппозиционного блока, Украинской морской партии Сергея Кивалова и Самопомощи. Информация о предвыборной программе партии «Доверяй Делам» отсутствует.

Предвыборные программы, предназначенные для города Одессы, есть у Украинской морской партии Сергея Кивалова и объединения Самопомощь. У Оппозиционного блока есть предвыборная программа, предназначенная для Одесской области, но включающая блок мероприятий для города Одессы. Блок Петра Порошенко «Солидарность» пользовался общенациональной программой партии.

Наибольшее количество обещаний содержится в программе партии Блок Петра Порошенко «Солидарность» (58). Наименьшее количество обещаний содержится в программе Украинской морской партии Сергея Кивалова: 14 обещаний. В программе партии Оппозиционный блок содержится 29 обещаний, а объединения Самопомощь – 22 обещания.

Ни одна партийная программа не может быть полностью выполненной, исходя из полномочий Одесского городского совета.

Наибольшее число обещаний, которые могут быть выполнены, содержится в предвыборной программе объединения Самопомощь, в которой 73% обещаний могут быть реализованы городским советом. В предвыборной программе Украинской морской партии Сергея Кивалова таких обещаний – 72%.

В предвыборной программе Оппозиционного блока только 31% обещаний реализуем в рамках полномочий городского совета, а наименьшее количество таких обещаний содержится в предвыборной программе Блока Петра Порошенко «Солидарность» - 26%.

При этом, наиболее соответствуют полномочиям городского совета предвыборные программы объединения «Самопомощь» (0,7 б из 1) и УМП Сергея Кивалова (0,5 б.). Наименее соответствуют – программы Оппозиционного блока (0,2 б) и БПП «Солидарность» (0,2 б).

Таким образом, наиболее реалистичными являются предвыборные программы, предназначенные непосредственно для города Одессы, а  наименее – предвыборная программа национального уровня. Качество предвыборных программ с данной точки зрения, является прямым следствием отсутствия в нынешнем законе «О местных выборах» требования к политическим партиям о предоставлении предвыборных программ для баллотирования.

Все обещания из имеющихся предвыборных программ оценивались с точки зрения комплексного видения путей и способов их реализации, т.е. насколько обещания являются развернутым планом действий для достижения конечной цели.

К сожалению, по данному критерию ни одна предвыборная программа не получила высоких оценок. В подавляющем большинстве программы состоят из неразвернутых обещаний. Полностью развернутых планов реализации обещаний нет ни в одной предвыборной программе.

В предвыборной программе Оппозиционного блока все обещания, которые могут быть реализованы в рамках полномочий городского совета, являются неразвернутыми. Только в программе объединения «Сапомощь» слаборазвернутые обещания составляют треть от всех выполнимых. В предвыборных программах УМП Сергея Кивалова и БПП «Солидарность» только 1 и 2 обещания соответственно являются слаборазвернутыми.

Из 7 возможных баллов в данном направлении, ни одна предвыборная программа не была оценена более, чем в 1,4 балла, что говорит о крайне низком уровне детализированности данных партиями обещаний. Наивысший показатель по развернутости программы у Объединения «Самопомощь» - 1,4 балла. Общая оценка развернутости программы УМП Сергея Кивалова и Блока Петра Порошенко «Солидарность» составляет 1,1 балла, а предвыборной программы Оппозиционного блока – 1 балл.

Все обещания из предвыборных программ партий Одесского городского совета были оценены на предмет полноты охвата сфер реализации городской политики. С данной точки зрений, наиболее всеобъемлющими являются предвыборные программы Украинской морской партии Сергея Кивалова и объединения «Самопомощь», которые охватывают по 6 сфер. Программа БПП «Солидарность» охватывает 5 сфер, а Оппозиционного блока – 4.

В предвыборных программах объединения Самопомощь и БПП Солидарность большинство обещаний дано в сферах с наибольшими полномочиями городского совета. В программе Оппозиционного блока примерно равное количество обещаний в сферах с наибольшими полномочиями и в сферах с ограниченными полномочиями. Наконец, в предвыборной программе Сергея Кивалова обещания содержаться преимущественно в сферах с ограниченными полномочиями городского совета.

Предвыборная программа Одесского городского головы Геннадия Труханова насчитывает 60 обещаний, из которых не могут быть выполнены в связи с отсутствием необходимых полномочий только 5.

Общая оценка предвыборной программы на предмет соответствия имеющимся у городского головы полномочиям составляет 0,8 балла (макс. 1 балл).

При этом 46 обещаний содержится в сферах с наибольшим объемом полномочий, и еще 9 в сферах, в которых полномочия являются ограниченными.

Предвыборная программа Геннадия Труханова содержит преимущественно неразвернутые обещания. Из 55 обещаний, которые могут быть выполнены, незначительная детализация содержится всего в двух. Общая оценка за развернутость программы составляет 1 балл (при максимуме в 7 баллов).

Из 10 направлений городской политики предвыборная программа Одесского городского головы охватывает семь.

Не отображены в предвыборной программе направления деятельности Одесского городского головы в сфере градостроения и земельных правоотношений, которая является приоритетной с точки зрения объема имеющихся полномочий.

Также не отображены в предвыборной программе сферы с ограниченными полномочиями: реализации социальной политики и сферы культуры.

Наиболее приоритетными в предвыборной программе Одесского городского головы оказались сферы жилищно-коммунального хозяйства и транспортной отрасли, а наименее приоритетными оказались обеспечение экологической безопасности и здравоохранения.

Тем не менее, в общей сложности в предвыборной программе Геннадия Труханова приоритет отдан именно тем сферам, в которых городской голова обладает наибольшими полномочиями для реализации своих предвыборных обещаний.

Предвыборная программа Геннадия Труханова на 20 обещаний (практически в два раза) больше его предвыборной программы, которая реализовалась в его предыдущую каденцию. Тем не менее, несмотря на то, что предыдущая предвыборная программа не была выполнена даже на половину, а полностью было выполнено всего 1 обещание, новая предвыборная программа практически не учла те обещания, которые не были выполнены, а сконцентрирована на новых направлениях для работы городского головы. В текущей предвыборной программе нашлось место всего 6 обещаниям из предыдущей предвыборной программы.

Подробный анализ ТУТ.

Підписуйтесь на розсилку найголовніших новин в telegram. Дізнавайтеся першими про найважливіші та найцікавіші події Одеси!

інше

ІзбірКом продовжує знайомити читачів з новопризначеними головами райдержадміністрацій на Одещині. З першою частиною можна ознайомитися за посиланням. Отже, чергова п'ятірка новопризначених голів. Вячеслав Семенюк - голова Кілійської РДА Президент Володимир Зеленський призначив 39-річного Вячеслава Семенюка головою Кілійської РДА 21 січня поточного року.  Новий очільник району родом із Красносілки Лиманського району, … читати далi

Новий закон «Про повну загальну середню освіту» запроваджує педагогічну інтернатуру, контракти для директорів і вибіркові предмети. Зміни орієнтовані переважно на тих, хто з 2018-го пішов у Нову українську школу, кажуть у «Голосі». Фракція повністю утрималася від голосування, назвавши закон напівлікуванням. «За» була монобільшість «Слуги народу», «Європейська солідарність», групи «Довіра» і … читати далi

В Одесі жартують - кожна впливова людина повинна мати своє ЗМІ. І справді, місто - чи не рекордсмен в Україні за кількістю медіа. Тут налічується близько 30 телекомпаній, понад два десятки друкованих видань та ще стільки ж - онлайн-платформ. Україна, на відміну від Росії, може пишатися розмаїттям медіа, думок та … читати далi

Ще наприкінці листопаду минулого року Кабмін погодив понад 20 кандидатів на посади голів райдержаміністрацій на Одещині, проте лише наприкінці 2019-го президент Володимир Зеленський почав підписувати розпорядження про звільнення попередніх та призначення нових керівників РДА. Зараз нові очільники призначено не у всіх РДА Одещини, але вакансії вже "закрили" майже повністю. ІзбірКом розпочинає … читати далi

You control прозоро пресс-рум КВУ ЦПР