05 серпня 2018 р. 17:03

О чем молчат килийские СМИ: "джинса" и заказные материалы

О чем молчат килийские СМИ: "джинса" и заказные материалы

Для исследования мы взяли четыре печатные газеты Килийского района Одесской области, чтобы проверить наличие в них так называемой "джинсы" - заказных материалов без маркировки "реклама".  

На титульной странице у каждого издания есть обозначение, какая это газета, то бишь, как редакции себя позиционируют: "Килийский вестник" – информационная газета Килийского района; "Моя Визитка" (МВ) – информационно-аналитическая газета Килийского края; "Наше время" (НВ) – газета Килийского районного совета; "Дунайская заря" (ДЗ) – независимая газета Килийского района.

Исходя из того, что особо важный и значимый материал в печатных изданиях публикуют в основном на первых страницах, для анализа мы выбрали первые 4 полосы газет КВ, МВ и ДЗ (формат печатного листа А4) и первые две НВ (формат А3). Так как две из четырех газет – "Килийский вестник" и "Моя визитка" – выходят один раз в неделю, то для соблюдения баланса для мониторинга мы отобрали только четверговые выходы газет КВ, МВ и НВ и пятничные ДЗ.

За мониторинговый период мы взяли 2018 год – с 1 января и по 12 июля включительно. Так как в апреле в этом регионе проводились первые выборы в Килийскую ОТГ, то мы смогли проанализировать наличие «джинсы» не только в повседневной жизни изданий, но и во время избирательной кампании.

В итоге было выявлено, что все из исследуемых газет не брезгуют «джинсой».

"Килийский вестник"

До начала избирательного процесса и после него в издании публикуют материалы, которые в большинстве критично оценивают действия городской и районной власти, а также действия первых лиц города и района – мэра Килии Татьяны Бойченко и председателя районного совета Павла Бойченко.

Однако практически в каждом номере КВ публикуют имиджевые материалы о действиях руководства партии «Батькивщина». Например, в январе был опубликован материал «Юлія Тимошенко: нам треба розпочати дискусію про стратегічний план повернення країни до успішного життя». Во вступительной части говорится о том, что «Зеркало недели» обратилось к авторитетным людям с вопросом «Что обещает 2018 год?», но ответ в тексте приводят только от Ю. Тимошенко. Кроме упоминания «ЗН» в лиде, ссылки на оригинал текста на странице нет. В оригинале же, кроме Юлии Владимировны, в опросе принимали участие еще 16 человек, среди которых режиссер Влад Троицкий, председатель НАБУ Артем Сытник, писатель Сергей Жадан, директор Национального института стратегических исследований, академик НАНУ Владимир Горбулин, и др.

Во время избирательной кампании издание также публиковало материалы заказного характера без обозначения. В № 14 от 5 апреля 2018 года была опубликована статья «Выбирай будущее» без имени автора, и без маркировки.

В тексте читателя знакомят с кандидатом на пост мэра Килийской ОТГ Игорем Лиманским, который рассказывает о рейтинге партии без указания источника исследования. В конце избирателя призывают голосовать за эту партию и ее кандидата: «Голосуя за кандидатов от Всеукраинского объединения «Батькивщина», вы голосуете за будущее!».

Согласно календарному плану, предвыборная агитация начинается на следующий день после регистрации кандидата территориальной избирательной комиссией. По данным Центризбиркома, И. Лиманский зарегистрирован кандидатом 3 апреля 2018 года. То есть, на день сдачи материала в печать агитация уже началась. 

При мониторинге этого издания в период избирательной кампании был обнаружен так называемый анти-пиар или черный пиар. Газета жестко "прошлась" по оппонентам ВО «Батькивщина» - представителям "БПП «Солидарность», члены которого позиционировали себя как «команда Дубового» (бывшего нардепа Александра Дубового). В этот период были опубликованы тексты «Тільки спільними зусиллями ми захистимо Кілійський район», «Одеська обласна партійна організація ВО "Батьківщина" повідомляє про тиск на кандидатів та агітаторів», «"Батькивщина" заявила о нарушениях в процессе выборов в ОТГ», в которых рассказывалось как кандидаты «Батькивщины» страдают от провокаций и давления представителей партии власти, в частности от членов «команды Дубового». 

Эти тексты также опубликованы без маркировки и в большинстве без подписи автора.

"Моя Визитка"

За мониторинговый период выявлено, что это издание «грешит» коммерческой «джинсой». Так, под рубрикой «ТМ "Килия" - вкусно, как дома!» публикуют материалы, в которых рассказывают о продукции предприятия. Однако маркировка рубрик вроде вышеописанной все равно является нарушением и считается ненадлежащей маркировкой. Напоминаем, что, согласно закону Украины «О рекламе», реклама должна быть четко отделена и обозначена словами «реклама» или «на правах рекламы».

Правда, политическую рекламу ни с плашками, ни без – даже в пик избирательной кампании – МВ на исследуемых страницах не публиковала.

В повседневной жизни газета освещает деятельность власти в информативном плане, особо не комментируя происходящее.

"Наше время"

Напомним, что это коммунальная газета районного совета. Поэтому не удивительно, что в повседневной деятельности из номера в номер в издании освещается деятельность органов местного самоуправления. Причем критика действий городской и районной власти в этом издании отсутствует полностью. В анализируемый период что в райсовете, что в городском совете большинство депутатов было от политсилы "БПП «Солидарность». От этой же партии были глава райсовета Павел Бойченко (он же впоследствии и кандидат на кресло мэра в совет ОТГ), и мэр города Татьяна Бойченко.

Закон Украины «О порядке освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Украине средствами массовой информации» обязует эти органы предусматривать расходы на освещение своей деятельности в СМИ. Согласно данным единого веб-портал использования публичных средств, от исполкома Килийского горсовета из горбюджета редакция газеты за размещение публикации в феврале 2018 года получила 2 тыс. 409 грн, и в мае за размещение объявления – 2 тыс. 983 грн.  Однако ни одного материала с указанием того, что он размещен на правах рекламы, мы не обнаружили.

 

На момент же проведения выборов в Килийскую ОТГ на страницах НВ публиковали явно заказной агитационный материал. Например, в № 28 от 5 апреля 2018 года в газете публикуют материал под рубрикой «Мнение» «Александр Присеченко: «Наши голоса хотят купить проходимцы», в котором кандидат в депутаты от "БПП «Солидарность» А. Присеченко (дата регистрации в ТИК 03.04.2018) обвиняет оппонентов в подкупе и прямо агитирует голосовать за тех, кто «результатом, реальными делами, выполненными обещаниями доказал свои слова!». Стоит отметить, что девиз "БПП «Солидарность» на местных выборах 29 апреля звучал «Не словом, а делом!». Кроме этого были и другие «мнения», и так же без маркировки.

Неоднократно в газете были опубликованы интервью, комментарии и призывы голосовать правильно от кандидата на пост мэра Килийской ОТГ Павла Бойченко без указания какой-либо маркировки. 

Публикует НВ и анти-рекламу. Например, в № 30 от 12.04 был опубликован материал «В Килийском районе женщине, уличенной в подкупе голосов, грозит пять лет тюрьмы», в котором напрямую обвиняют кандидата на кресло мэра Килийской ОТГ от ВО «Батькивщина» Игоря Лиманского в подкупе голосов избирателей, тем самым дискредитируя кандидата и политическую силу. Материал размещен на первой странице без плашки и подписи автора, но со ссылкой на интернет-ресурс "Бессарабия Информ".

При этом напомним, что одна из форм предвыборной агитации, согласно, ст. 57 Закона Украины «О местных выборах», – информация, которая побуждает избирателей голосовать за или не голосовать за определенного субъекта избирательного процесса.

"Дунайская заря"

В до- и послеизбирательный период мы отметили, что в газете действия органов местного самоуправления и их руководителей освещаются с соблюдением норм и стандартов журналистики. Однако в этот же период были обнаружены несколько материалов, которые вызвали вопросы.

Например, в № 14 от 23 февраля в ДЗ выходит текст «Павел Бойченко: «Наша команда будет участвовать в выборах главы и депутатов Килийской ОТГ» без подписи автора. Такой же текст с незначительными изменениями выходит и в печатном органе районного совета «Наше время» № 16 от 22 февраля. 

В марте на страницах ДЗ публикуются тексты «Павел Бойченко: От начала ремонта дороги Струмок – Килия нас отделяет только погода», «Килийский роддом получит жизненно важное оборудование европейского уровня» и «В Килии будут реализованы проекты по сбору и сортировке мусора» (№ 22 от 23 марта), точно такие же материалы выходят в № 24 от 22 марта НВ (даже фото одни и те же). Текст про роддом в коммунальной газете подписан «наш корр.», про сортировку мусора – без подписи. ДЗ на оба материала дает ссылку на интернет ресурс "Бессарабия Информ". 

По содержанию тексты освещают деятельность местной власти и не несут агитационного подтекста. Но если взять во внимание, что избирательный процесс, согласно календарному плану, стартовал 4 марта, а команда власти заявила об участии в выборах, то можно предположить манипуляцию мнением избирателей. Так как эти материалы создают положительный образ руководства города и района.

Во время избирательного процесса в большинстве случаев редакция указывала, что публикует агитационный материал. Однако, в № 28 от 13 апреля опубликован материал «Развитие социальной сферы района – не миф, а реальность». Начинается текст словами: «За два с половиной года команда Александра Дубового доказала, что вполне возможно менять родной край не пустыми разговорами, а реальными делами. Социальная сфера, медицина и образование все эти два года были в приоритете работы команды». То есть, за две недели до выборов, так сказать, в пик избирательной кампании, СМИ публикует материал с явными признаками политической рекламы, и не маркирует его.

Также ДЗ - одна из всех местных газет, которая явно нарушает баланс объема политической рекламы. Так, в № 27 от 12 апреля 6 из 8 страниц занимает политическая реклама, а оставшиеся 2 полосы – частные объявления и коммерческая реклама. В № 30 от 20 апреля 6,5 страниц занимает агитация, 2 страницы – программа телевидения, 0,5 страницы – новости Украины и мира, остальные 7 страниц – частные объявления и коммерческая реклама. То есть, в первом случае политической рекламой занято 75% объема печатной площади во втором – чуть более 40%.

Согласно же ст. 57 ЗУ «О местных выборах», «печатная площадь, отведенная на политическую рекламу в течение избирательного процесса в печатных средствах массовой информации, в том числе рекламных, не может превышать 20 процентов объема печатной площади каждого номера издания или приложения к нему».

Исходя из того, что мы увидели, проанализировав материалы в местной прессе, можно сделать вывод, что наличие "джинсы" в печатных СМИ увеличивается с наступлением избирательной кампании. Жажда заработать на выборах – объяснение этому, но не оправдание, ведь публикуя "джинсу", медиа рискуют потерять уважение и доверие своих читателей.

P.S. В период активной избирательной агитации «Килийский Вестник» издал спецвыпуск, в котором были собраны материалы, показывающие работу руководства города и района. Например, опубликована колонка председателя правления Центра противодействия коррупции Виталия Шабунина в «Українській правді»: «Як ''потрібні'' судді знімають арешти у справі Труханова», но под заголовком «Корупційні схеми команди Дубового». Или статьи «В Килийском районе на новогодние украшения из бюджета потратили почти 200 тысяч гривен» и «В прошлом году зарплата килийских чиновников превышала среднюю по району в два раза», которые ранее были опубликованы на сайте ИзбирКом и др. И хоть материалы в данном случае авторские, а не заказные, но если взять во внимание, что на момент выхода спецвыпуска до выборов оставалось десять дней, а никаких обозначений о рекламе не было, то манипуляция мнением избирателей налицо.

В газете «Моя Визитка» была опубликована политическая реклама партии «За життя» без маркировки. Но так как для анализа мы брали первые четыре страницы исследуемых газет, то в результате этот «прокол» издания не попал.  

Также материалы без маркировки «реклама» публиковала и "Дунайская заря": в №21 от 20 марта была напечатана статья «Парламент підтримав законопроект Олега Ляшка, який відродить суднобудівну галузь», а в № 32 от 27 апреля - агитационный материал партий «Патриот» и Аграрной партии. Так как в первом случае материал вышел во вторничном номере, а во втором - на страницах 7 и 8, то эти нарушения также не попали в результат мониторинга. Но не сказать о том, что они были, мы не могли.

Напомним, что в конце июля в Одессе прошел форум "Медиаграмотность: региональное измерение".

Л. Владимирская

Реализация этого проекта стала возможной благодаря поддержке американского народа, предоставленной через проект USAID «У-Медиа», который выполняется международной организацией Интерньюз. Содержание материалов является исключительно ответственностью Одесской областной организации ВОО «Комитет избирателей Украины» и необязательно отражает точку зрения USAID, правительства США и Интерньюз.

Поділитися