06 червня 2016 р. 03:00

Кабинет начальника Одесского порта: «капитанский мостик», барометр и старинные легенды

Кабинет начальника Одесского порта: «капитанский мостик», барометр и старинные легенды

Один из самых важных кабинетов в Одессе, без преувеличения – кабинет начальника предприятия, с которого начинался город, - Одесского морского порта. ИзбирКому в рамках проекта "Экскурсия от первого лица" удалось своими глазами посмотреть, как работает начальник порта Михаил Соколов, и как выглядит один из самых старых кабинетов Одессы

Один из самых важных кабинетов в Одессе, без преувеличения – кабинет начальника предприятия, с которого начинался город, - Одесского морского порта. ИзбирКому в рамках проекта "Экскурсия от первого лица" удалось своими глазами посмотреть, как работает начальник порта Михаил Соколов, и как выглядит один из самых старых кабинетов Одессы.

Чтобы попасть на территорию порта, нужно пройти довольно строгую процедуру, предоставив копи паспорта и получив добро у пресс-службы. Пройдя проходную,  мы оказываемся в просторном внутреннем дворе с ухоженным газоном и цветущими розами, здесь же – памятник портовикам-участникам  Великой Отечественной войны. Здание администрации порта, розоватого оттенка с белой лепниной, выглядит довольно величественно. Просторный холл, широкая мраморная лестница, большой витраж, правда, явно советской тематики, а в стеклянной витрине, встроенной в стену, - обширная коллекция наград работников порта разных лет.

Кабинет начальника находится на втором этаже. Он поражает воображение не только немаленькой площадью, но и формой – левая стена выполнена в форме правильного полукруга, с двумя высокими окнами. Правда, как шутит хозяин кабинета, это помещение – чуть ли не единственное в порту, из которого не видно моря: окна выходят во двор.

В тему «Глушилки» на окнах, «коррупционные рыбки» и марихуана: какой кабинет достался в наследство Юлии Марушевской

- Я здесь работаю почти три года. Особо ничего не менял. Повесил вот барометр, потому что морское прошлое почему-то диктовало, что он тут должен быть. Ну и вот табличка, свидетельствующая, что я – капитан дальнего плавания, - рассказывает Михаил Соколов, который до 2008 года был помощником капитана и капитаном на суднах-контейнеровозах.

Кабинет довольно аскетичен и кажется полупустым из-за небольшого количества мебели: несколько полок с книгами, папками, моделями парусников и иконами, тумбочка с книгами и большой рабочий стол, по виду – явно «не моложе» 30-40 лет, и такие же стулья вокруг. На столе, за экраном компьютера и между телефонными аппаратами – две фотографии в рамках.

- Это две дочки. Все никак не принесу еще две фотографии, тут недоработка. У меня четыре дочки. Старшей – 16, младшей – восемь месяцев, - улыбается он и продолжает рассказ о здании.

- Здание управления делится на две части. Мы находимся в правом крыле. Порт занимает его меньшую часть, большую часть занимается таможенный пост «Одесса-порт». Центральный фронтон и левое крыло были достроены позднее, там находятся сотрудники администрации порта. Старая часть здания, в которой мы сейчас находимся, датируется 1835 годом. Здесь с самого начала находилась таможня, Таможенная площадь – одна из самых старых площадей города.  Левая часть и фронтон были закончены в 1912 году. И с самого начала его занимают сотрудники пароходства, позднее –порта. Порт был очень долгое время составляющей пароходства. Здание было полностью закончено в 1912 году. Где-то в 30-х годах была учреждена должность начальника порта, до того был капитан порта, - рассказывает М. Соколов.

В тему Экскурсия по кабинету Анатолия Урбанского: сувениры и ничего личного

Поначалу кабинет первого начальника порта Николая Кремлянского был на бульваре Фельдмана (Приморском бульваре), а уже с середины 30-х годов кабинет начальника порта находится там же, где и сейчас.

- Когда ремонтировали окна, уже при мне,  то в раме нашли старую деревянную перьевую ручку, примерно 30-40-ые годы. Мы ее восстановили, она сейчас в музее. Музей порта вообще богат разными интересными экспонатами, в том числе там есть части первых свай, забитых здесь в 1794 году. А вот, например, в конференц-зале, где мы собираемся каждую пятницу, стоит шкаф высотой около четырех метров, который совершенно непонятно, как туда вообще занесли. Весит, наверное, несколько тонн. На замочке нашли выбитую дату – 1888 год. А в профкоме стоит сейф, там даты нет, но ему явно больше ста лет. Таких вещей в порту очень много. Все, что мы находим, или передаем городу – якоря, например, пушки, либо обустраиваем свои мемориалы, музей, - повествует начальник.

На стенах кабинета – несколько картин с морскими пейзажами. По словам Михаила Соколова, картины здесь находится не менее 20 лет, а, может, и больше. На отдельном столике - массивная книга, по словам хозяина кабинета - Слово Божье.

- Читаю, когда есть немного времени, - поясняет он.

Есть здесь и боковая дверь, куда нас любезно провожает хозяин кабинета. Когда-то здесь, в небольшом кабинете, была диспетчерская, а сейчас – совещательная комната. С балкона комнаты открывается вид на море.

-Это такой вот «капитанский мостик», отсюда я могу в бинокль наблюдать за кораблями, - показывает он.

Отвечая на вопросы ИзбирКома о том, нужно ли порт передать муниципалитету, Михаил Соколов отметил, что такая практика в других государствах есть:

- В Польше, например, так: часть акций порта принадлежит государству, часть – Минфину, часть – муниципалитету. У нас пока этого делать не позволяет законодательство. Сейчас порт приносит около 200 млн грн в общий доход городского бюджета. Во-вторых, у нас есть подшефные детские учреждения, санитарная защитная зона воле порта, мы помогаем городу в различных вопросах.

В то же время, по мнению Михаила Соколова, административное объединение нескольких портов в одно целое (например, Одесского, Ильичевского, Южненского), является нецелесообразным:

-Человек находится на месте, он знает, что и как ему делать. Я, например, несколько раз в неделю объезжаю территорию порта. Зачем же объединять? Так же не вижу необходимости фискального объединения.

В то же время, отвечая на вопрос о целесообразности существования административной надстройки над портами – Администрации морских портов Украины, которая постоянно подвергается критике, начальник порта отметил, что ее основная функция – координация работы на портах и экономия государственных средств и мощностей.

А вот аннексия Крыма негативно отразилась на работе порта:

- Из-за аннексии часть грузопотока из Крыма была переориентирована на нас, однако мы потерпели неизмеримые потери. Падение гривни, падение покупательной способности населения ударило по импорту, то есть, по контейнеропотоку, ведь это "Седьмой километр", Малиновский рынок, супермаркеты, которые завозят контейнеры. А как пострадало круизное направление? Раньше было до 150 заходов, в этом году - пока один, может быть, будет 9-10, этого мы не знаем. Это все - последствия этого процесса. Но я уверен, это не навсегда, - говорит наш собеседник.

По его словам, Одесский порт переваливает в основном экологически чистые грузы: зерно, металл, контейнеры, - и не оказывает негативного влияния на город.

- При фискальной нагрузке в 10% доходов всего бюджета города ( по крайней мере до 2015 года, после которого из-за изменения законодательства доходы города выросли) доля одесского порта в антропогенной нагрузке (это различные редоносных выбросов) - 0,03% от всех предприятий города. То есть, никакой опасности порт для города не представляет. Я сам живу недалеко от порта, - заверяет начальник порта.

График работы главного портовика ожидаемо непрост:

- Встаю в 6:15, два раза в неделю приезжаю сюда в 7:30, с руководством объезжаем порт, это примерно 30-35 минут, по вторникам и пятницам. У меня друзья спрашивают: "Что там меняются, что ты там смотришь дважды в неделю?". На самом деле это - живой органим, машин приходят сотни, 2200 судозаходов за год. Все время все меняется. Потом в 8:30 у меня каждый день совещание, длится примерно 15 минут. И потом бумаги-бумаги-бумаги. Три раза в неделю я расслабляюсь и приезжаю на работу к восьми. Работаю стабильно до 18:30-19:00. Но это не только я, так у нас все работают, и даже еще более напряженные графики есть. Я вижу в этом только плюс, начинаешь по-другому думать, по-другому себя ощущать, более структурированным становишься, и для здоровья полезно. В основном я нахожусь в кабинете, 95% времени точно.

А вот сравнивая кабинетную работу с открытым морем, Михаил Соколов говорит, что это фактичеки два разных мира:

- Море я оставил 8,5 лет назад. Я уже ддя себя другого не представляю. Там свои вызовы, но все по-другому. Там интересная, сложная, очень ответственная работа. Находясь в каюте ночью на судне, которое идет по морю, а на мостике стоит филиппинец, которого ты первый раз видишь, заснуть сложно сначала, но потом привыкаешь, - улыбается он.

- Здесь совершенно все другое. Интересно, поэтому легко, - прощается начальник порта и провожает нас к кабинету напротив. У двери - табличка: "Почетный президент порта Николай Павлюк".

- Он возглавлял порт 26 лет, это - живая легенда, Герой Украины, а сейчас - почетный президент, - поясняет М. Соколов.

Интервью с Николаем Павлюком мы опубликуем позже, следите за сайтом ИзбирКома

ФОТОГАЛЕРЕЯ ТУТ

Евгения Генова, Валерий Болган

Поділитися