13 вересня 2018 р. 09:15

Иллюзия свободного рынка: как в Одессе «придумали» тариф на вывоз мусора

Иллюзия свободного рынка: как в Одессе «придумали» тариф на вывоз мусора

Компании по вывозу мусора выполняют работу с разной себестоимостью и рентабельностью, но при этом новый тариф получили одинаковый для всех.

Наибольшую выгоду из него извлекает самая крупная компания Одессы – ООО «Союз», занимающая, ко всему прочему, монопольное положение по захоронению твердых бытовых отходов. Так существует ли в Одессе свободный рынок услуг по вывозу мусора или все сводится к «договорнякам» между бизнесом и городской властью? 

Одесская мэрия перед общественными слушаниями о повышении тарифа на вывоз мусора опубликовала на своем сайте калькуляции пяти компаний, которые работают на территории Одессы. Понять обоснованность повышения тарифов из этих расчетов трудно, так как предложенная общественности калькуляция носила поверхностный характер. Вот как она выглядела: 

В данной калькуляции, в частности, отсутствовали такие статьи затрат, как общее количество часов работы за год, количество часов работы мусоровозов, расходы на топливо и остальные несколько десятков расходов. Данную информацию пришлось получать в департаменте экономического развития Одесского горсовета. 

Сам тариф на вывоз мусора складывается из трех составляющих: сбор отходов, их вывоз и захоронение.  

Чехарда в тарифообразовании

Многие сталкивались с тем, что крупные компании выживают с рынка маленькие предприятия, а середнячкам очень тяжело с ними конкурировать. Большая компания может позволить себе работать с меньшей прибыльностью, зарабатывая на обороте. Как видим, тариф на сбор мусора формировался вопреки рыночному принципу – чем больше объем работ, тем дешевле стоит сбор одного кубического метра. 

Расчет тарифа на сбор мусора 

Например, больше всех мусора собирает компания ООО «Союз» - 1 млн 681 тыс. 510 куб. метров и тратит предприятие на это 200 тысяч 808 часов. За свою работу по сбору ТПВ «Союз» просит 26,81 грн/куб. метр, а КП «Одескомунтранс» и ООО «Эко-Ренессанс», которые затрачивают времени в 3,2 раза меньше и в 2,7-2,9 раза меньше собирают мусора, попросили за свою работу на несколько гривень меньше - 23,19 грн/куб. метр и 24,63 грн/куб. метр соответственно. 

«Союз», имеющий в своем распоряжении большое количество техники и собирающий львиную долю мусора в Одессе, по идее должен иметь меньше тариф, чем маленькие «Одескомунтранс» и «Эко-Ренессанс», но реальности наоборот – маленькие компании предоставили более выгодный тариф, чем «Союз». 

Компания

Количество часов работы за год

Объем мусора в куб. метрах за год

Тариф в грн/куб. метр

ООО «Союз»

200 808

1 681 510

26,81

ООО «ТВ-Серрус» (ТМ «Экоград»)

83 880

761 302

32,45

КП «Одескомунтранс»

61 080

626 089

23,19

ООО «Эко-Ренессанс»

61 200

561 160

24,63

ООО «Эко-Лидер»

17 536

83 646,20

31,53

В свою очередь, «ТВ-Серрус» (ТМ «Экоград») в 2,4 раза меньше времени работает и в 2,2 раза меньше собирает мусора в отличие от «Союза», но  имеет самый высокий тариф – 32,45 грн/куб. метр.

Где же здесь логика рыночных процессов? 

Расчет тарифа на вывоз мусора 

Аналогичный рыночный феномен присутствует и в расчете на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО). «Союз» со своей мажоритарной частью рынка посчитал, что его тариф на вывоз должен быть такой же, как и у КП «Одескомунтранс» - 36,65 грн/куб. метр. Хотя последнее вывозит в 2,6 раза меньше мусора, чем «Союз», а ООО «Эко-Ренессанс», в 3 раза уступающее «Союзу», решило поставить самый высокий тариф на вывоз - 39,20 грн/куб. метр. 

ООО «Эко-Лидер», вывозящее в 20 раз меньше мусора, чем «Союз», предложило тариф всего лишь на 5 гривень меньше - 31,09 грн/куб. метр.

Компания

Количество часов работы за год

Объем мусора в куб. метрах за год

Тариф в грн./куб. метр

ООО «Союз»

107 652

1 681 510

36,65

ООО «ТВ-Серрус» (ТМ «Экоград»)

41 940

761 302

30,98

КП «Одескомунтранс»

33 300

626 089

36,70

ООО «Эко-Ренессанс»

30 600

561 160

39,20

ООО «Эко-Лидер»

8 768

83 646,20

31,09

 

К сбору и вывозу мусора еще добавляется плата за захоронение твердых бытовых отходов. Она является константой для всех компаний и составляет 15,48 грн./куб. метр. Получателем денег за услугу по захоронению ТБО является ООО «Союз», которое помимо вывоза мусора выступает еще в роли оператора единственной для Одессы свалки «Дальницкие карьеры». 

Итоговый тариф

Окончательный тариф у четырех компаний, «по случайности», вышел примерно одинаковый - 78,1-78,94 грн/куб. метр, и только у коммунального предприятия «Одескомунтранс» он оказался ниже на три гривни – 75,37 грн/куб. метр.  

Компания

В общем тариф в грн./куб. метр

Прибыль

в гривнах согласно калькуляции

Прибыль в процентах

 

ООО «Союз»

78,94

9 526 416, 78

12%

ООО «ТВ-Серрус» (ТМ «Экоград»)

78,91

4 311 137, 32

12%

КП «Одескомунтранс»

75,37

3 347 975, 29

12%

ООО «Эко-Ренессанс»

79,31

3 198 214, 71

12%

ООО «Эко-Лидер»

78,1

272 181, 14

6,65%

 

Обычно такое несоответствие с рыночными законами наблюдается, когда участники определенной отрасли вступили в сговор с целью формирования искусственного тарифа, а не рыночного.   

После общественных слушаний Одесский горисполком 26 июля принимает решение об установлении тарифа для всех пяти компаний на уровне 70,32 грн/куб. метр, или 17,11 гривень на одного человека в месяц, что на 11% меньше от того, что просили частные компании. В самом решении исполкома отсутствует какое-либо объяснение тому, почему мэрия утвердила тариф на 8 гривень меньше, чем просили четыре частные компании, и на 5 гривень меньше, чем коммунальное предприятие «Одескомунтранс». 

Напомним, что 11 ноября 1999 года экс-мэр Руслан Боделан подписал соглашение с фирмой «Союз» о передаче ей на 49 лет в аренду единственной городской свалки «Дальницкие карьеры» площадью 92,6 га. Плата за ведение хозяйственной деятельности на свалке в городской бюджет не предусматривалась. Единственным условием для «Союза» стало приобретение мусорных баков и мусоровозов для обеспечения услуг по вывозу мусора. Вся плата за захоронение мусора остается на счетах «Союза».    

Выдвинутое предположение о сговоре в пользу «Союза» становится еще более правдоподобным при детальном рассмотрении остальных расходов компаний. 

Затраты на эксплуатацию мусоровозов 

Основным средством предприятий при сборе и вывозе мусоре являются мусоровозы. Ниже в таблице приведено количество транспорта, имеющегося у одесских компаний, и, указано, сколько часов в среднем их транспорт используется для выполнения задач по вывозу мусора. 

Компания

Количество мусоровозов для вывоза бытовых отходов

Среднее количество часов работы ТС за год

Всего затрат на топливо в гривнах

В среднем затраты на топливо для одного мусоровоза в грн.

ООО «Союз»

32

3364,1

34 858 089,29

1 089 315,29

ООО «ТВ-Серрус» (ТМ «Экоград»)

9

4 660

12 114 115,93

1 346 012,88

КП «Одескомунтранс»

9

3 700

10 750 360,65

1 194 484,51

ООО «Эко-Ренессанс»

8

3 825

12 026 078,86

1 503 259,85

ООО «Эко-Лидер»

4

2 192

984 503,62

246 125,9

 

Почему необходимо обратить внимание на количество часов работы мусоровозов? Дело в том, что в калькуляцию тарифа включен целый перечень расходов компании, связанных с обслуживанием ее транспорта, а именно: 

- стоимость новых шин; 

- стоимость топлива; 

- стоимость моторного масла; 

- стоимость трансмиссионного масла;

- стоимость специального масла; 

- стоимость пластичных смазок; 

- стоимость запчастей. 

Чем больше машина задействована, тем больше она требует затрат для ее обслуживания. Больше всего в среднем работают мусоровозы «ТВ-Серрус» - 4 660 часов, а «союзовские» машины меньше на 1300 часов – 3364,1. Да и топливо в среднем один мусоровоз «Союза» тратит на 257 тысяч гривен меньше. Выходит, что «ТВ-Серрус» и «Союз» имеют разную себестоимость своей услуги, а тариф одинаковый. «ТВ-Серрус» несет больше расходов, так как на вывоз одного кубометра мусора «тратит на 28% времени больше, чем «Союз».  В таком же положении находятся «Одескомунтранс» и «Эко-Ренессанс».

Затраты на обслуживание мусорных контейнеров 

В стоимость тарифа входит также мойка и ремонт мусорных контейнеров. «Союз» и «Одескомунтранс» в своих расчетах стоимости сбора твердых бытовых отходов указали, что мойка мусорных контейнеров будет осуществляться два раза в год. Стоимость одной помывки – 80 грн. «Эко-Лидер» отличился и заявил о 18 мойках одного контейнера! Оказывается, таковы требования Министерства здравоохранения Украины  - в летний период необходимо мыть контейнер не реже одного раза в 10 дней, а в остальное время – раз в месяц. Вместо 80 гривень «Эко-Лидер» смог найти мойку для контейнеров за 25 гривень.  

Ремонт одного мусорного контейнера в год у «Союза» запланирован на уровне 44 гривень,  у «Эко-Лидера» - 78 грн, у «Эко-Ренессанса» - 68 грн, а у «Одескомунтранса» в несколько раз больше – 179 гривень.

Мойка мусоровозов

«Эко-Лидер» тратит на мойку одного мусоровоза в год  6 770 гривень, «Эко-Ренессанс» - 47 895 грн, «ТВ-Серрус» - 35 215 гривень в год. «Союз» и «Одескомунтранс» вообще не включили расходы на мойку мусоровозов в тариф. 

Грязный бизнес 

Во многих странах мира, даже в таких развитых, как США, мусорный бизнес является очень прибыльным и находится зачастую под контролем мафии. Причина кроется в том, что на 100% проверить прозрачность тарифообразования  невозможно. Посудите сами: при расчете тарифа учитывается пробег каждого отдельно взятого мусоровоза. Показания одометра можно вручную увеличить, а достоверное количество фактически потребленного топлива или масла практически невозможно узнать при проверке. Покупать запчасти и шины для мусоровоза можно тоже по завышенной цене, выдавая бывшие в употреблении за новые. 

Также в тариф включены расходы на приобретение спецодежды для водителей и работников, которые задействованы в сборе мусора. Хотя в Одессе иногда можно заметить работников компаний по вывозу мусора в обычной, то есть личной одежде. Машины и контейнеры можно мыть намного реже, чем это заявлено компаниями. 

Учитывая высокий уровень коррупции в Одессе и в Украине в целом, понятно, что никто даже не пытается по максимуму проверить деятельность мусорных компаний. 

Бороться с этим можно. Один из вариантов – ловить незаконную прибыль на «выходе», когда мусорная компания выводит средства со счетов через обналичку по черным схемам. Кстати, поговаривают, что этим грешат многие компании, задействованные в сфере ЖКХ. 

Дело в том, что за наличные услуги и расходные материалы стоят на 20-60% меньше, чем через оплату безналичным способом, так как они не содержат в себе налоги. В расследовании «Мусорный офшор Одессы, или «Как арендатор городской свалки не платит налоги» рассказывалось о нескольких уголовных производствах против «Союза» по факту уклонения от уплаты налогов и фиктивного предпринимательства. Дела расследуются до сих пор, и, скорее всего, до обвинительного акта процесс не дойдет, «умерев» на стадии досудебного расследования.  

Тем не менее, даже при поверхностном рассмотрении расходов разных компаний, себестоимости их услуг, а также прибыльности, можно, как минимум, говорить о том, что есть все признаки подыгрывания мэрии самому крупному перевозчику мусора в Одессе. Гипотетически остальные перевозчики могли присоединиться к данному сговору, и в итоге расчетный тариф для обсуждения общественности был предоставлен практически идентичный. Одесская мэрия своим решением впоследствии снизила завышенный тариф до заранее оговоренного уровня, который более-менее всех устраивает. 

Таким образом, частные компании получили то, что примерно хотели, мэрия показала свою «заботу» об одесситах, и только лишь «Союз» реально увеличил свою прибыль. 

Какой тариф соответствует экономическим реалиям – трудно сказать, ибо правду о нем от населения явно скрывают. «По природным», то есть по рыночным, законам тариф на вывоз мусора у нас не может формироваться, так как изначально «Союз» получил огромную преференцию от власти в виде дармовой аренды свалки «Дальницкие карьеры» - крупнейшей в Одесской области.

Владение мусорным полигоном позволяет решать любые конфликты с конкурентами в свою пользу. В 2011 году мусоровозы «ТВ-Серрус» (ТМ «Экоград») Игорь Марков, официальный собственник «Союза» на тот момент,  не пускал на полигон ТБО «Дальницкие карьеры» в течение продолжительного времени. Ситуация на рынке начала выравниваться лишь после того, как Марков в 2013 году попал в опалу к Администрации Президента Виктора Януковича. Антимонопольный комитет тогда даже наложил штраф на «Союз» в размере одного миллиона гривень за препятствование «Экограду» в пользовании городской свалкой. 

Ярослав Берендаков

Рисунок: Caravaggio, для ИзбирКома 
 

Поділитися