12 грудня 2016 р. 02:00

КП Одессы: 44 знака вопроса

КП Одессы: 44 знака вопроса

«ИзбирКом» начинает серию публикаций, посвященную прозрачности бюджетной сферы и закупок, которые проводят структурные подразделения и коммунальные предприятия Одесского городского совета

Миллиарды гривень, сотни тендеров, тысячи закупок и попытки вывести все это в правовое поле. В Украине активно продолжается реформа сферы закупок, последствия которой все чаще всплывают в Одессе.

«ИзбирКом» начинает серию публикаций, посвященную прозрачности бюджетной сферы и закупок, которые проводят структурные подразделения и коммунальные предприятия Одесского городского совета. 

ЗАКРЫТЫЕ ФИНАНСЫ

Одним из первых вопросов, на которые не так легко найти ответ, стало определение количества коммунальных предприятий, работающих в Одессе.

Так, согласно перечню на официальном сайте Одесской мэрии, в городе насчитывается 44 коммунальных предприятия. Еще 66 – находятся в стадии ликвидации (по состоянию на 2 августа 2016 года)

Намного запутаннее ситуация с тем, кто именно является уполномоченным органом для осуществления контроля за эффективной деятельностью коммунальных предприятий. Согласно распоряжению одесского городского головы от 14 марта 2016 года таковые были назначены для 50 КП (из них 8 в стадии ликвидации). 27 октября городской голова Геннадий Труханов внес в собственное распоряжение изменения, однако приложение с актуальным списком КП по состоянию на 11 декабря на сайте мэрии так и не опубликовано.

Из 44 коммунальных предприятий собственный сайты удалось обнаружить лишь у десяти, еще у нескольких указаны ссылки на внутренние страницы сайте горсовета или на коммерческие ресурсы (КП «Одесский городской землеустроительный центр» - http://kp-ogzc.uaprom.net/). При этом непосредственно в разделе КП указаны лишь половина из них.

КП «Одесгорэлектротранс»

http://www.oget.od.ua/

КП «Парки Одессы»

http://www.parki.od.ua/

КП «Международный аэропорт «Одесса»

http://www.odessa.aero/

КП «Горзелентрест»

http://gorzelentrest.od.ua/

КП «Одесские инженерные сети»

http://www.kpois.od.ua/

КП «Одесфарм»*

http://odespharm.od.ua/

КП «Теплоснабжение г. Одесса»*

http://teplo.od.ua/

КП «Одестранспарксервис»*

http://www.odestransparkservice.od.ua/

КП «Одесский вестник»*

http://odvestnik.com.ua/

КП «Туристический информационный центр г. Одесса»*

http://www.tic.in.ua/

*не указан на сайте городского совета

Еще у трех КП («Мунициапильная охрана», «ЖКС «Порто-Франковский» и «Одесская топливно-энергетическая компания») не указаны даже электронные адреса, куда могут обратиться одесситы. При этом у «Одесской топливно-энергетической компании» не указан даже телефон. Стоит отметить, что у большинства предприятий данные все же указаны, у многих даже указан график работы.

Однако намного сложнее информация с публичными финансами одесских коммунальных предприятий. Так, в приложении к проекту бюджета на 2017 год по информации о фактичном поступлении части чистой прибыли, которая изымается в бюджет г. Одеса за 9 месяцев из 44 предприятий фигурирует лишь 18. При этом норматив отчислений согласно решению еще 2013 года колеблется от 25 до 75%. Остальная сумма должна идти на развитие предприятий. При этом еще целый ряд КП освобожден от таких отчислений, однако обнаружить такие решения городского совета для всех не перечисленных в проекте КП не удалось. А общая сумма таких поступлений за 9 месяцев 2016 года составила всего 6 млн 814,3 тыс. грн.

В то же время расходы на деятельность всех коммунальных предприятий на сайте городского совета обнаружить не удалось вообще, однако Департамент финансов Одесского городского совета предоставил ее в ответ на запрос о доступе к публичной информации.

По информации горсовета с 2013 по 2015 годы общая сумма фактически выделенных средств из бюджета города возросла более чем в два раза - с 221 млн грн до 478 млн грн.

Интересно, что при этом фактически вся возросшая сумма приходится на 8 предприятий:

При этом, как заявила директор департамента финансов Одесского городского совета Светлана Бедрега, из всех коммунальных предприятий 32 – получатели бюджетных средств и только одно – КП «Коммунтранс» пока не зарегистрировало служебного кабинета «Е-дата». Из 11 КП не получающих средств от бюджета восемь не зарегистрировались в портале. Что касается девяти КП – они создали кабинеты «для галочки», по словам директора департамента финансов это: редакция газеты «Одесский вестник», «Теплоснабжение города Одессы», «Одесфарм», «Туристический информационный центр Одессы», «Одесреклама», «Стадион «Спартак»», «Прибрежно-эксплуатационное объединение Киевского района», «Ланжерон» и «Побережье».

Комментируя такую ситуацию, координатор партнерства Общественного партнерства "За прозрачные местные бюджеты!" Анатолий Бойко отметил, что бюджеты коммунальных предприятий являются такой же публичной информацией, как и бюджет города. Однако в Одессе, как, к сожалению, и в большинстве других городов эти данные из года в год не публикуются: «Даже по запросу их получить далеко не так просто. Еще недавно даже точное количество коммунальных предприятий было известно лишь нескольким узким специалистам, а их штатное расписание, подробные бюджеты и так далее и вовсе тайна за семью замками. Мы призываем городскую власть самим обратить внимание на этот вопрос и сделать всю бюджетную документацию КП и других структурных подразделений мэрии действительно публичной».

Закон України «Про доступ до публічної інформації»

Стаття 6. Публічна інформація з обмеженим доступом

п. 5. Не може бути обмежено доступ до інформації про розпорядження бюджетними коштами, володіння, користування чи розпорядження державним, комунальним майном, у тому числі до копій відповідних документів, умови отримання цих коштів чи майна, прізвища, імена, по батькові фізичних осіб та найменування юридичних осіб, які отримали ці кошти або майно. При дотриманні вимог, передбачених частиною другою цієї статті, зазначене положення не поширюється на випадки, коли оприлюднення або надання такої інформації може завдати шкоди інтересам національної безпеки, оборони, розслідуванню чи запобіганню злочину.

Часть первая. ДВОЙНОЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ?!

Одним из самых ярких примеров проблем с финансами Коммунальных предприятий является КП «Теплоснабжение г. Одесса». Крупнейшее муниципальное предприятие города уже несколько лет каждый год грозит оставить город без тепла. Последний серьезный случай произошел 23 февраля 2016 года, когда старший государственный исполнитель отдела принудительного исполнения решений Департамента государственной исполнительной службы Министерства юстиции Украины вынес постановление, которым наложил арест на имущество КП «Теплоснабжение города Одессы», в пределах суммы 113 миллионов 614 тысяч 678,94 гривень, и объявил запрет на его отчуждение, а также постановление о розыске имущества должника.

18 апреля 2016 года КП «Теплоснабжение города Одессы» обратилось в хозяйственный суд Одесской области с жалобой на действия государственного исполнителя, в которой просило отменить постановление об аресте имущества. Хозяйственный суд Одесской области 29 июля 2016 года отказал в удовлетворении жалобы КП «Теплоснабжение города Одессы».

Коллегия судей Одесского апелляционного хозяйственного суда удовлетворила жалобу коммунального предприятия «Теплоснабжение города Одессы» и отменила арест имущества должника и запрет на отчуждение этого имущества.

Как следует из постановления суда, жалоба обоснована тем, что арест имущества нарушает… конституционные права собственника территориальной громады города Одессы, поскольку коммунальное предприятие «Теплоснабжение города Одессы» не является собственником имущества, на которое наложен арест.

Учитывая, что должник является теплоснабжающей организацией и в соответствии с уставом целью его создания является осуществление производственно-технической деятельности, направленной на надежное и бесперебойное обеспечение потребителей Одессы теплом, изъятие транспортных средств влечет за собой полное прекращение ремонтной кампании в межотопительный сезон и как следствие срыв подготовки к предстоящему отопительному сезону.

При вынесении постановления об отказе в удовлетворении жалобы КП «Теплоснабжение города Одессы» местный суд руководствовался предписаниями Закона Украины «Об исполнительном производстве» и сослался на то, что ответчиком не доказан факт нарушения государственным исполнителем требований указанного закона, в связи с чем, пришел к выводу о необоснованности жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Однако судьи Одесского апелляционного хозяйственного суда не согласились с такими выводами коллег из Хозяйственного суда Одесской области.

Свое решение коллегия апелляционного суда аргументировала частью 1 статьи 176 Гражданского кодекса Украины, согласно которой государство, Автономная Республика Крым и территориальные общины не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, установленных законом.

Имущество коммунального предприятия «Теплоснабжение города Одесса» не является частной собственностью КП, а принадлежит территориальной громаде Одессы. Кроме того, по мнению коллегии судей, его арест и продажа на аукционе может поставить под угрозу жизнедеятельность города.

Отметим, что общий бюджет КП «Теплоснабжение» сопоставим с бюджетом небольшого областного центра. При этом около трети чистого дохода предприятия, что неудивительно для предприятия-монополиста, составляют государственные тендеры.

В то же время информация о финансовой ситуации предприятия остается крайне непрозрачной. Как мы уже упоминали, КП ТГО – одно из восьми КП, которые создали кабинет «Е-дата», однако не наполняют его. При том, что сайт предприятия является одним из наиболее оформленных среди всех КП, там также нет информации о бюджете. При этом на официальном сайте есть даже такой раздел как футбольная команда.

К заслугам предприятия стоит отнести то, что создан отдельный раздел по закупкам, однако его наполнение оставляет желать лучшего. Форма запроса не работает, а сам раздел фактически не наполняется с 2014 года.

При этом в том же разделе опубликована краткая информация о проекте инвестиционной программы по установке приборов учета тепловой энергии в жилых домах на 2016 год.

Интересно, что несмотря на размеры огромного предприятия (более 2500 сотрудников и многомиллионные бюджеты) руководство тут меняется фактически каждый год. Так, по информации сервиса youcontrol с 2006 года у предприятия уже двенадцатый директор.

С 15 сентября 2015 года руководителем предприятия является Денис Рудой. Предыдущим распоряжением Одесского городского головы с должности и.о. директора был уволен Сергей Овсов. Официально Овсов был уволен с должности в связи с окончанием срока трудового договора. В то же время в горсовете неоднократно озвучивали информацию, что предыдущее руководство не смогло справиться с финансовыми проблемами предприятия, допустив огромную задолженность по зарплате.

Денис Рудой ранее в течении нескольких месяцев занимал должность и.о. директора КП «Одесская топливно-энергетическая компания». До того чиновник работал на различных должностях в структурах ЖКХ Одесской облгосадминистрации.

Интересно, что  КП «Одесская топливно-энергетическая компания» было создано ещё в 2011-м году (вскоре после избрания Алексея Костусева мэром Одессы) и располагается по тому же адресу, что и КП ТГО (ул. Балковская, 1Б), но фактически никакой деятельности до сих пор не вело. Согласно уставу, целью деятельности предприятия является «осуществление производственно-технической деятельности, направленной на надежное и бесперебойное обеспечение потребителей тепловой и электрической энергией» и фактически дублируют функции КП «Теплоснабжение Одессы». В кулуарах неоднократно звучала информация, что «Одесская топливно-энергетическая компания» является своего рода клоном погрязшего в долгах «Теплоснабжения Одессы» и может получить в управление основные фонды старого теплоснабжающего предприятия, но без долговой истории. При этом эти разговоры явно имели под собой основание. В частности, в 2013 году Одесский городской совет принял решение о передаче КП «Одесская топливно-энергетическая компания» от КП «Теплоснабжение города Одессы» в аренду основных фондов. Правда перечень этих фондов так и не был опубликован, но и решение горсовета так и не было отменено.

До того Денис Рудой был мало известен, однако засветился еще в 2007 году, когда  по решению суда была приостановлена его предпринимательская деятельность «как деятельность, запрещенная законом».

История судебных тяжб КП ТГО потянет на отдельную книгу. В реестре судебных решений насчитывается более 25 тысяч (!!!) документов по предприятию. Однако его клон выглядит не менее интересно.

В списке КП на сайте города руководителем КП ОТЭК числится Юлия Кирвас.

При этом, согласно данным Единого государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований, она занимает эту должность с 13 июня 2016 года. До нее эту должность занимала Людмила Балянская. Она ушла с должности в июне 2014 года и в промежутке с июня 2014 до июня 2015 года на сайте горсовета нет кадровых распоряжений по предприятию. При этом Юлия Кирвас не первый год работает в мэрии, так еще в 2012 году она занимала должность Главного бухгалтера КП «Агентство программ развития Одессы».

Более того, ни в списке предприятий, которые получали финансирование от города в 2013-2015 годах, ни в списке КП и ЕГРПОУ, которые были предоставлены в распоряжение ИзбирКома в течении 2016 года строки КП "Одесская топливно-энергетическая компания" нет. 

Однако это еще не все. По тому же адресу кроме двух коммунальных предприятий расположено… общество с ограниченной ответственностью «Одесская энергетическая компания». При этом ее основным учредителем (80% уставного фонда) является дважды возглавлявший КП ТГО (2006-2007 и 2012-2013 годы) Владислав Лозинский. Интересно, что согласно базе данных youcontrol Лозинский является руководителем фирмы с 2008 года, изменения при этом не указаны даже на период 2012-13 годов, когда он возглавлял коммунальное предприятие. В то же время из 11 учредителей, стоящих у истоков фирмы в 2004 году, осталось лишь трое.

Отметим, что именно в период, когда Лозинский возглавлял КП ТГО в 2012 году размер долгов предприятия перевалили за 450 млн гривень. А по кредитам, которые были взяты для КП ТГО в 2006 году в 2010 году прокуратура даже открывала уголовные дела, однако ни одно из них не было доведено до суда. В первый раз Лозинский был уволен распоряжением тогдашнего мэра Эдуарда Гурвица за «ненадлежащее исполнение своих обязанностей, неспособность решить долговую проблему КП и самоустранение от работы в период подготовки к отопительному сезону».

«ИзбирКом» попытался связаться с руководство ООО ОЭК, однако ни по одному из указанных в официальных источниках телефонов нам не ответили. 

Редакция призывает Одесский городской совет и руководство коммунальных предприятий опубликовать финансовую документацию и бюджетную информацию. В случае необходимости Избирком готов предоставить площадку для публикации материалов.

Также мы публикуем для открытого доступа и ознакомления всех желающих:

СПИСОК КП С ЕГРПОУ

ИНФОРМАЦИЯ О ФАКТИЧЕСКИ ВЫДЕЛЕННЫХ СРЕДСТВАХ ИЗ БЮДЖЕТА Г. ОДЕССА КОММУНАЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЯМ ЗА 2013-2015 ГОДЫ

Инфографика: ИзбирКом

Поділитися