28 жовтня 2018 р. 17:06

Две большие разницы: в чем отличия между финансовыми отчетами прошедших в Килийский горсовет партиями и стоимостью агитации в местных СМИ?

Две большие разницы: в чем отличия между финансовыми отчетами прошедших в Килийский горсовет партиями и стоимостью агитации в местных СМИ?

Все три партии, прошедшие в совет Килийской объединенной территориальной громады на выборах этого года, как минимум, слукавили, заполняя финансовые отчеты об использовании средств избирательного фонда.

Избирательная кампания в орган местного совета была жаркой. Политические партии использовали подкуп, шантаж и угрозы. Кроме билбордов и плакатов, которыми были увешены уличные столбы, агитацией пестрели и страницы местных  СМИ. 

В итоге в совет ОТГ из 13 политических сил, которые выдвигали своих кандидатов, прошли всего лишь три: "БПП "Солидарность", Аграрная партия Украины и ВО "Батькивщина". Журналисты проанализировали финансовые отчеты этих партий, чтобы узнать, во сколько им обошлась агитационная деятельность местных политиков.

Изучив отчеты двух прошедших в совет ОТГ партий и одно заявление, мы обнаружили, что предвыборная агитация - это дешево. А промониторив местные СМИ, в которых они печатали агитацию, мы подсчитали, что все немного не так.

Так, в "БПП "Солидарность" не смогли пояснить, за какие средства оплачивали плакаты, брошюры и билборды. Эта политическая сила больше всех использовала агитационный полиграфический материал и печатные площади местных газет. В финансовом отчете районной организации партии указано, что на счет фонда поступило 11 тыс. 10 грн. Внес эту сумму кандидат на пост мэра Килии Павел Бойченко. Из этих средств на печатание плакатов, листовок, буклетов было потрачено 5 тыс. 200 грн. На публикацию агитационных материалов  - 5 тыс. 810 грн. Все 5 тыс. 200 грн, как указано в отчете, были перечислены Килийской районной типографии за печатание агитационного материала. Здесь стоит отметить, что, по словам работников типографии, они используют еще старую технику, которая в принципе не может печатать глянцевую цветную продукцию. 

Что касается публикаций в СМИ, то в отчете не указано, какому именно СМИ были перечислены деньги избирательного фонда. Но начиная с апреля, агитацию за эту партию размещали газета Килийского районного совета «Наше время» и независимая газета Килийского района «Дунайская заря». 

Согласно расценкам на политическую рекламу, для проведения предвыборной агитации один квадратный сантиметр газетной площади в коммунальной газете на первой полосе стоил 5 грн, на второй и третьей – 4 грн. Квадратный сантиметр в «Дунайской заре» на 1 полосе стоил 6 грн 50 коп, внутри – 5 грн 50 коп.

Замерив, сколько площади занимал агитационный материал партии в этих изданиях, у нас вышло, что всего на агитацию в СМИ было потрачено около 42 тыс. грн.

К слову, в газете «НВ» агитация и "черный пиар" были опубликованы без маркировки «политическая реклама». «ДЗ» - не все, но многие материалы маркировала.

Распорядитель накопительного счета избирательного фонда Павел Бойченко не смог пояснить, какую агитационную продукцию печатали в районной типографии, и за какие средства оплачивали плакаты, брошюры и билборды.

«Я не помню, за что мы платили типографии. Если в отчете не указано [за какие средства закупали глянцевую цветную агитпродукцию], то значит, мы за нее не платили. Поверьте, я достаточно много документов подписываю, и всего не помню», – ответил П. Бойченко.

С распорядителем текущего счета Майей Дрибноход, которая, по словам Павла Бойченко, должна знать, как и на что расходовались средства избирательного фонда, поговорить не удалось. По словам все того же П. Бойченко, она сейчас находится в свадебном путешествии.

Аграрная партия старалась, чтобы все прошло по счету. Согласно отчету, на счет избирательного фонда партии поступило 9 тыс. 3 грн. Эту сумму в фонд внес Михаил Романенко

На изготовление агитационного материала из этих денег было потрачено 4 тыс. грн. Все они достались Килийской районной типографии. Оставшиеся 5 тыс. 3 грн ушли на публикацию агитации в СМИ, а именно в газете «Дунайская заря».

Изучив местные СМИ, мы увидели, что аграрии свои агитационные материалы размещала только в этой газете. Однако, по нашим подсчетам (сравнив площадь и расценки) получается, что на публикацию материалов потрачено было немногим больше 13 тыс. грн.

Распорядитель текущего счета Сергей Божко объяснил, что в местной типографии они печатали программы для своих кандидатов, а с агитационной полиграфией помог областной штаб партии.

«Мы максимально старались, чтобы все прошло по счету. Типография нам печатала программы для каждого. А плакаты, билборды и листовки нам предоставил одесский штаб. По газете, ну, там решалось на уровне руководства», – рассказал С. Божко.

Впрочем, предвыборная агитация должна осуществляться за счет и в пределах средств собственных избирательных фондов местных организаций партий/кандидатов:

"При формировании избирательного фонда местной организации партии открывается один накопительный счет, на который поступают средства для финансирования предвыборной агитации, и текущие счета, с которых осуществляются расходы на предвыборную агитацию. Использование для предвыборной агитации средств из других источников запрещается» - комментирует объяснения распорядителей счетов председатель общественной организации «Интегрити ЮА» и консультант/эксперт представительства Международного фонда избирательных систем (International Foundation for Electoral Systems) в Украине по вопросам политического финансирования и избирательных процессов Юлия Зальцберг.

А вот кандидаты от ВО «Батькивщина» за собственные средства изготавливали агитационную продукцию. Финансового отчета этой политической силы нет, так как, согласно заявлению представителя районной организации партии, они не проводили мероприятий, на которые было необходимо тратить деньги за счет собственного избирательного фонда.

«Наши кандидаты за собственные средства изготавливали полиграфическую агитационную продукцию. А журналисты газеты «Килийский вестник» по собственной инициативе брали интервью у наших кандидатов. Агитацию в СМИ мы не публиковали», - сказал представитель партии Виктор Греков.

К слову, изучив информационную газету Килийского района «Килийский вестник» за избирательный период, мы обнаружили, что интервью с кандидатами были только от выдвиженцев ВО «Батькивщина». Также были материалы, например, «Выбирай будущее», опубликованные без подписи автора, без маркировки, но которые призывали избирателя голосовать за эту партию и ее кандидата: «Голосуя за кандидатов от Всеукраинского объединения «Батькивщина», вы голосуете за будущее!».

Также в этом издании за этот же период была обнаружена так называемая контрагитация: опубликованы материалы, в которых рассказывают, как кандидаты «Батькивщины» страдают от провокаций и давления со стороны представителей партии власти. 

В период, когда до выборов оставалось десять дней? редакция «КВ» выпустила спецвыпуск, в котором были собраны авторские материалы, но показывающие деятельность представителей местной ячейки партии "БПП "Солидарность" в негативном свете. 

«Согласно ч.1 ст. 70 Закона Украины «О местных выборах» субъекты избирательного процесса на местных выборах (в том числе местные организации политических партий) могут, но не обязаны открывать счета собственного избирательного фонда, поэтому многие местные организации партий или кандидаты этого и не делают, формально не тратя средства на осуществление предвыборной агитации. В то же время избирательное законодательство не предусматривает возможности получения партией или кандидатом на выборах неденежных взносов в виде товаров, услуг, работ или спонсорских взносов (например, размещение агитационных материалов за счет третьих лиц). Хотя на самом деле такие взносы являются очень распространенными во время избирательного процесса, отразить их в финансовой отчетности о поступлении и использовании средств избирательных фондов невозможно так как такие взносы являются незаконными», – говорит Юлия Зальцберг.

Олеся Ланцман

P.S. По сообщению председателя Килийской городской избирательной комиссии Надежды Павловой, из 13 политических сил, которые выдвигали своих кандидатов, финансовые отчеты в соответствии с требование законодательства подали всего лишь 3. Законопослушными оказались районные организации партий "БПП "Солидарность", Аграрная партия Украины и "Оппозиционный блок". ВО «Батькивщина» подала в ГИК только заявление. Кандидаты на должность мэра Килии избирательных фондов не открывали.

Поділитися