10 липня 2015 р. 03:00

Комитет Верховной Рады Украины, в который входит три одессита, рекомендовал сессии парламента рассмотреть поправки к Конституции страны

Комитет Верховной Рады Украины, в который входит три одессита, рекомендовал сессии парламента рассмотреть поправки к Конституции страны

Комитет по вопросам правовой политики и правосудия рекомендует парламенту включить в повестку дня второй сессии и направить в Конституционный Суд Украины для получения заключения о его соответствии требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины проект Закона «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти)»

Комитет Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики и правосудия рассмотрел на заседании 9 июля поданный Президентом Украины как неотложный законопроект о внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти) №2217а.

В состав Комитета входят одесситы-нардепы Дмитрий Голубов, Сергей Кивалов и Антон Киссе.

Во время заседания отмечалось, что целью законопроекта является уход от централизованной модели управления в государстве, обеспечение способности местного самоуправления и построение эффективной системы территориальной организации власти в Украине, учитывая принципы субсидиарности, вездесущности и финансовой самодостаточности местного самоуправления.

Для достижения поставленной цели проектом предлагается внести изменения в статьи 85, 92, 106, 118, 119, 121, 132, 133, 140-144, 155, а также Переходных положений Конституции Украины.

Эти изменения касаются, прежде всего, децентрализации государственной власти в Украине и усиление конституционно-правового статуса местного самоуправления. Предлагается установить, что административно-территориальное устройство Украины основывается на принципах единства и целостности государственной территории, децентрализации власти, вездесущности и способности местного самоуправления, устойчивого развития административно-территориальных единиц с учетом исторических, экономических, экологических, географических и демографических особенностей, этнических и культурных традиций.

Законопроектом предусмотрено, что разделение полномочий в системе органов местного самоуправления и их исполнительных органов разных уровней осуществляется по принципу субсидиарности, что соответствует Европейской хартии местного самоуправления. Так, в соответствии со статьей 4 Хартии органы местного самоуправления в пределах закона имеют полное право свободно решать любой вопрос, который не исключен из сферы их компетенции и в ведении какого-либо другого органа.

Изменениями также предусматривается исключить из конституционного регулирования местные государственные администрации и соответственно отменить институт председателей местных государственных администраций. Зато основные полномочия сосредоточены на базовом уровне в обществе.

Проектом предлагается закрепить материальную и финансовую основу местного самоуправления. В частности определить, что такой основой является земля, движимое и недвижимое имущество, природные ресурсы, другие объекты, в коммунальной собственности территориальной общины; местные налоги и сборы, часть общегосударственных налогов и другие доходы местных бюджетов.

В то же время, предложенная децентрализация не предусматривает ослабление центральной власти в таких вопросах, как оборона, внешняя политика, национальная безопасность, верховенство права, соблюдение прав и свобод человека.

Именно поэтому для надзора за соблюдением Конституции и законов Украины органами местного самоуправления предлагается ввести институт префектов. Проектом предусмотрено, что префекта назначает на должность и освобождает от должности по представлению Кабинета Министров Президент Украины. Префект приостанавливает действие актов местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции или законам Украины с одновременным обращением в суд.

Законопроектом также предусмотрено, что в случае принятия головой громады, советом громады, районным, областным советом акта не соответствующим Конституции Украины, создает угрозу нарушения государственного суверенитета, территориальной целостности или угрозу национальной безопасности, Президент Украины останавливает действие соответствующего акта с одновременным обращением в Конституционный Суда Украины, а также временно останавливает полномочия главы громады, состава совета громады, районного, областного совета и назначает временного государственного уполномоченного.

В случае признания Конституционным Судом Украины акта головы громады, совета громады, районного, областного совета таким, что не соответствует Конституции Украины, Верховная Рада Украины по представлению Президента Украины досрочно прекращает полномочия головы громады, совета громады, районного, областного совета и назначает внеочередные выборы в определенном законом порядке.

Законопроектом учтено Комплекс мероприятий по выполнению Минских договоренностей от 12 февраля 2015 года. В соответствии с этим в проекте предусмотрено, что особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом.

Во время обсуждения члены Комитета отметили, что предложенные законопроектом изменения полностью соответствуют европейским и международным стандартам, учитывают соответствующие выводы и замечания Венецианской комиссии, в частности заключение от 24 июня 2015 № 803/2015, и позволят обеспечить способность местного самоуправления и построение эффективной системы территориальной организации власти в Украине.

По результатам обсуждения Комитет сделал следующие выводы.

Согласно статье 154, части первой статьи 156 Основного Закона Украины законопроект подан в Верховную Раду Украины надлежащим субъектом законодательной инициативы – Президентом Украины.

Принятие указанного законопроекта не требует вызванного системным единством норм Конституции Украины одновременного внесения изменений в Раздел I «Общие положения», раздела III «Выборы. Референдум» и раздела ХIII «Внесение изменений в Конституцию Украины».

Законопроекты о внесении изменений в статьи 85, 92, 106, 118, 119, 121, 132, 133, 140-144, 155, а также Переходных положений Конституции Украины Верховной Радой Украины восьмого созыва не рассматривались. Верховная Рада Украины восьмого созыва в течение срока своих полномочий не меняла этих статей (частей) Основного Закона Украины.

Предварительный анализ законопроекта позволяет считать, что в нем отсутствуют положения, которые в ранее предоставленных заключениях и принятых решениях Конституционного Суда Украины признавались такими, что отменяют или ограничивают права и свободы человека и гражданина или направлены на ликвидацию независимости или на нарушение территориальной целостности Украины. Также у Комитета есть основания полагать, что положения законопроекта соответствуют требованиям статей 157, 158 Основного Закона Украины и не потребуют дальнейшей доработки.

По мнению членов комитета, принятие предложенных в законопроекте изменений в Конституцию Украины не приведет к нарушению международных обязательств Украины.

Комитет рекомендовал парламенту включить в повестку дня второй сессии и направить в Конституционный Суд Украины для получения заключения о его соответствии требованиям статей 157 и 158 Конституции Украины проект Закона «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти)».

Поділитися