24 лютого 2020 р. 10:32

Оптимизацию Ренийской центральной районной больницы отложили на неделю

Оптимизацию Ренийской центральной районной больницы отложили на неделю

Пленарное заседание 43-й сессии Ренийского районного совета, состоявшееся 20 февраля, длилось почти два с половиной часа, но не потому, что в его повестку дня были включены 23 проекта решений, а потому, что на рассмотрение одного пункта повестки дня ушел 1 час и 15 минут, то есть, практически половина от общего времени сессии.

Камнем преткновения для депутатского корпуса Ренийского райсовета стал проект решения о сокращении коечного фонда в районной ЦРБ.

Проспорив 15 минут об утверждении повестки дня, заслушав доклад о работе председателя райсовета за 2019 год, приняв программу развития архивного дела, депутаты приступили к упомянутому проекту решения. Председатель районного совета Олег Зуев сообщил, что Ренийская райгосадминистрация передала в аппарат райсовета письмо от руководства ЦРБ о необходимости оптимизации коечного фонда этого учреждения. На основе ряда нормативных документов и этого письма,был подготовлен проект решения. 

Докладчиком выступил главный врач ЦРБ Александр Сирота. Он сразу предупредил депутатов, что им предстоит рассмотреть очень непростой вопрос и в очередной раз напомнил, что в стране идет медицинская реформа, в ходе которой в 2018 году создана Национальная служба здоровья Украины (НСЗУ). С 1 апреля финансирование медучреждений от Кабинета министров переходит к этой структуре. Для того, чтобы получать от нее средства, Ренийская ЦРБ была преобразована из коммунального учреждения в коммунальное некоммерческое предприятие. Следующий этап – заключение договоров с НСЗУ. Руководство больницы подало соответствующие заявки. Из 26 пакетов медицинских услуг, гарантированных государством, ренийские медики смогли претендовать на четыре. Это связано с материальным обеспечением и кадровым потенциалом ЦРБ. В эти пакеты входят амбулаторная помощь, стационарная терапия, стационарная хирургия и сопровождение людей с ВИЧ-инфекцией. Именно за оказание этих услуг Ренийская ЦРБ будет получать деньги от НСЗУ.

С 1 апреля именно с этих денег будет начисляться зарплата врачам и всему персоналу больницы. И именно из-за их количества (ожидаемого) встал вопрос об оптимизации и реструктуризации больницы. Планируется сократить 10 коек в травматологии, 5 в педиатрии, 5 в неврологии, 10 в терапии и 10 коек инфекционного отделения. Сокращение 10 коек инфекционного отделения - это фактически его закрытие.

«Это непростое решение, но по другому мы просто не выживем», - сказал Александр Сирота.  

Депутат Сергей Узунов попросил перевести койки в человеческий фактор – сколько придется сократить персонала. Главврач ответил, что в штатных единицах планируется сократить 75,5 штатных ставок. В реальных людях – 49: 3 врача, 22 среднего (медсестры) и 20 младшего персонала и четверо «другие». Фактически - это два отделения. Всех медсестер есть возможность трудоустроить, в ЦРБ нехватка среднего медперсонала. Поэтому с согласия медсестер им будет предоставлена работа, с каждой из них этот вопрос обговаривается персонально. К сожалению, Александр Сирота не сообщил, предполагается ли трудоустроить, и если да, то как врачей, младший медперсонал и «других».

Финансово это сокращение даст  в месяц экономию 470 тысяч гривень. Докладчик заострил внимание на том, что сокращение коечного фонда не приведет к ухудшению медицинского обслуживания населения.

«Мы продолжим предоставлять помощь 24 часа в сутки и 7 дней в неделю», - заверил он и предложил задавать вопросы.

Первый вопрос прозвучал от председателя районного совета Олега Зуева: после сокращения достаточно ли будет коек для больных, поступающих на лечение? Прозвучал утвердительный ответ. Городской голова Игорь Плехов спросил, нужны ли еще многофункциональные койки ЦРБ, есть возможность получить их с гуманитарной помощью. И на этот вопрос прозвучал утвердительный ответ. Казалось, на этом вопросы закончатся и начнется голосование.

Но тут депутат Мария Трофименко задала сразу три вопроса. Первый: медреформа проводится для людей или против людей? Этот вопрос вызвал смех в зале и возглас:«Вопрос риторический». Второй: сократить полностью инфекционное отделение - это правильно или нет? И третий: «У нас есть только один вариант (решения этой проблемы). Скажите, пожалуйста, вы могли сделать два варианта, три варианта, чтобы депутаты рассмотрели и приняли решение?». Александр Сирота ответил, что реформа делается, конечно же, для людей. Но все упирается в то, как и кто будет финансировать Ренийскую ЦРБ. Если отказаться от сотрудничества с НСЗУ, то все ляжет на плечи местных советов. А это - 24 миллиона гривень в год только на зарплату. При этом, Ренийская ЦРБ проигрывает, например, больницам Измаила, которые признаны опорными. Их, измаильские больницы, будут развивать, туда будут направлять государственные средства на приобретение современной аппаратуры. Что касается инфекционного отделения, то оно сильно недогружено.

На его 10 койках одновременно лежат 2-3 пациента. В этом месте Александр Ситрота отклонился от темы и сказал, что если депутаты думают, что ему очень хочется сокращать что-то, то они ошибаются: «Мне очень тяжело даже сейчас перед вами это говорить. Я проработал 33 года в этой больнице».

Когда Александр Сирота только пришел на работу, в ЦРБ было 465 коек, в трех селах были участковые больницы. Но население сокращается, сокращается количество родов, количество операций, количество оказываемых услуг. А по новым правилам будут оплачиваться именно услуги, а не койко-места. И да, инфекционное отделение можно оставить, но кто его будет финансировать.

Мария Трофименко напомнила про третий вопрос, где еще варианты, которые депутаты могли бы рассмотреть? Александр Сирота попросил уточнить варианты чего, убрать что-то, не сокращать койки вообще? В этот момент в дискуссию включился Сергей Узунов, он напомнил, что решения о сокращении коек принимались каждый год, и выразил опасение, что на следующий год опять придется сокращать койки и персонал, который сегодня трудоустраивают. Олег Зуев спросил, что конкретно депутат предлагает. Сергей Узунов предложил объединиться всем районом и что-то предпринять. Председатель районного совета напомнил, что из районного бюджета оплачиваются многие статьи расходов ЦРБ и семейной медицины. А если к этому подключатся бюджеты сел и города, если головы соответствующих советов дадут свое согласие. На это предложение отреагировал Игорь Плехов напоминанием о том, что районный совет не додал в 2020 году средства на содержание городских детских садов. Между ним и Олегом Зуевым вспыхнула перепалка, в ходе которой стороны в очередной раз припомнили друг другу все накопившиеся претензии и обиды. 

Перепалку между первыми лицами района и города остановил заместитель председателя райсовета Юрий Циомик заметивший, что он согласен с Сергеем Узуновым.

«Понятно, что государство нас сейчас поставило в такую позицию, что выход, к сожалению, виден только тот, который предлагает главный врач», - заметил он.

Поэтому есть предложение собрать рабочее совещание со всеми сельскими головами, городским головой, райсовет, райгосадминистрация и определиться с видением будущего ЦРБ. Например, сделать так, чтобы у ЦРБ было не четыре пакета медуслуг, а больше. Александр Сирота напомнил, что когда сокращали 10 коек родильного отделения, депутаты точно так же высказывали опасения, что это приведет к какому-то концу. Но сегодня оставшиеся 10 коек загружены на 50%. К сожалению, количество беременных женщин в районе сокращается. А на койки в родильном отделении нельзя положить каких-то других пациентов. При этом средняя ставка НСЗУ за пролеченный случай (пациента) - 4 тысячи 600 гривень. В год через инфекционное отделение проходит 200-300 пациентов. Умножьте на 4600 и подумайте, покроет ли эта сумма затраты на зарплату, энергоносители, расходные материалы.

Руководство больницы не закрывает родильное отделение, хотя в некоторых соседних районах это делают. И инфекционное отделение не закрывало бы, как и предлагают депутаты. Тогда пусть депутаты разработают и примут программу, которая позволила бы финансировать эти отделения. Сергей Узунов предложил создать депутатскую комиссию и решить эту проблему.

Олег Зуев внес другое предложение. Вопрос горящий, в апреле месяце надо выплачивать зарплаты медикам. Поэтому проблему надо решать здесь и сейчас. В зале находятся городской голова и сельские головы. Пусть каждый встанет и скажет, будут они финансировать медицину или не будут. Александр Сирота напомнил историю сокращения участковых больниц в селах Нагорное, Котловина и Новосельское. Тогда точно так же собирались сходы сел, которые были против их сокращения. Принимались решения, что больницы будут содержаться на средства селян, ходили по дворам. Вроде бы все были согласны. И что из этого получилось? Ничего.

«Я повторяю, что 130 коек в больнице достаточно для полноценного оказания медицинской помощи населению», - заверил главврач.

Олег Зуев предложил высказать свое мнение председателю постоянной депутатской комиссии по социальным вопросам и охране здоровья и по совместительству врачу терапевту с сорокалетним стажем Владимиру Павленко. Он выразил опасение, что сокращение коек приведет, в конце концов, к очереди пациентов ждущих госпитализации. Кроме того, если сократят персонал, кто будет носить тяжелых больных, поднимать их на второй, третий этаж? Санитарки? Они не нанимались этого делать. Они нанимались мыть полы и поддерживать санитарное состояние палат. Как решение проблемы сокращения стационара Владимир Павленко предложил параллельно развивать стационар-замещающие технологии, так называемый дневной стационар.

Игорь Плехов сообщил, что рассматривается вопрос строительства лифта в корпусе «больницы моряков», чтобы не таскать тяжёлых больных на второй и третий этажи. Олег Зуев повторно обратился к сельским головам и городскому голове с предложением встать и сказать, готовы ли они помочь в финансировании больницы. И задал этот вопрос уже лично Игорю Плехову. Мэр вызов принял и начал своё выступление с того, что прежде чем что-то сокращать, нужно думать о том как наполнить бюджет. И в городском совете и в сельских советах есть земля, пользователи которой не платят за нее налоги или арендную плату. В этом он видит основной источник наполнения сельских и городского бюджетов. Кроме того 50% территории района – водная гладь. Предприятия, осуществляющие на ней свою деятельность, не платят налог за использование земель водного фонда. Этот вопрос так же надо поднимать на уровне министерств, президента. В октябре уже будет объединённая громада, на которую ляжет обязанность содержания больниц, школ, детских садов. Поэтому уже сейчас надо думать, откуда на это брать деньги.

Такой ответ не удовлетворил Олега Зуева. Он потребовал, чтобы городской голова ответил по существу готов ли он помочь, чтобы не сокращались койко-места. Игорь Плехов возразил, что бюджет города расписан, и он не принимает единолично таких решений. А вот если бы районный совет отработал прошлый год и дал городу деньги на детские сады, то не пришлось бы выделять 21 миллион на эти нужды из городского бюджета. Далее в очередной раз вспыхнула перепалка между ним и Олегом Зуевым. На этот раз конфликт потушила Мария Трофименко, призвавшая председателя райсовета продолжить вести сессию. Далее еще некоторое время, с подачи депутата Вячеслава Мунтяну, обсуждали проблему туберкулезных больных. Главврач семейной медицины Сергей Георгиу заверил, что противотуберкулезный кабинет будет сохранен, а врача фтизиатра они возьмут на полставки в штат. 

Депутат Виталий Никула вернул коллег к обсуждению проблемы сокращения коек. Он задал вопрос: сколько осталось времени, и может быть всё-таки собраться ещё раз на комиссиях и попытаться найти решение, какой-то консенсус. Игорь Плехов спросил, о какой сумме вообще идёт речь? Александр Сирота ещё раз объяснил, на каких принципах будет финансировать с 1 апреля медицину НСЗУ, но дело в том, что он не может сейчас сказать, сколько денег Ренийская ЦРБ реально получит от этой службы. До сегодняшнего дня медицинская субвенция составляла 24 миллиона в год. Депутат и по совместительству начальник финансового управления РГА Прасковья Бондаренко уточнила, что это деньги только на зарплату, а ещё почти 6 миллионов выделялись из районного бюджета на питание больных, энергоносители и прочие нужды. 

После этого еще долго спорили и ругались. Свои рецепты решения проблемы предлагали и депутаты районного совета Сергей Узунов и Сергей Арабаджи и депутат Одесского областного совета Владимир Чумаченко. Александр Сирота вынужден был по три – четыре раза объяснять одно и то же. В конце концов, Олег Зуев, устав спорить и доказывать свое мнение уступил предложениям депутатов поставить на голосование два варианта решения. Первый - сократить койки. Второй - вернуться к этому вопросу после дополнительного обсуждения. Перед этим он высказал упрек в сторону тех депутатов, которые на комиссиях голосовали за внесенный проект решения, а на пленарном заседании сессии поменяли свое мнение. При голосовании за проект решения о сокращении коек 15 депутатов высказались «за», 3 – против и 7 воздержались. Для принятия решения требовалось 18 голосов «за». Стало понятно, что решение о сокращении коек не принято, и автоматически проходит альтернативный вариант. 

Заместитель председателя районного совета Юрий Циомик предупредил депутатов, что в таком случае им придется собраться через неделю на внеочередную сессию и все-таки принять какое-то решение. А для этого надо использовать имеющееся время на выработку этого решения в комиссиях. 

Поділитися