07 березня 2019 р. 09:44

Уровень гендерной чувствительности одесских СМИ - средний по Украине

Уровень гендерной чувствительности одесских СМИ - средний по Украине

В течение недели 11-17 февраля 2019 года эксперты проекта «Гендерночувствительное пространство современной журналистики» совместно с пресс-центром Paritet провели мониторинг пяти печатных изданий Одесской области (газет «Вечерняя Одесса», «Одесские известия», «Черноморские новости», «Пресс -курьер », «Порто-Франко») и пяти новостных сайтов («Думская», «Трасса Е95», «Одесса-Медиа», «Одесская жизнь», «УСИ») .

Эксперты проанализировали 306 газетных материалов (статьи, новости, дайджесты, интервью и др.) и 641 интернет-новость.

Цель мониторинга - определить уровень гендерной чувствительности одесских СМИ, а именно - количество эксперток/экспертов, героев/героинь, феминитивов и наличие стереотипного и сексистского контента в журналистских материалах.

17,6% (54) газетных публикаций и 28,4% (182) интернет-новостей были неперсонализированные, то есть без наличия героев/героинь и ссылок на экспертов/эксперток. К таким материалам относятся дайджесты, разъяснения правовых норм с подписями соответствующих структур или вовсе без подписей, сообщения официальных или оперативных структур, переработанные на новости.

В одесских медиа экспертов было больше эксперток: 69% против 31% - в интернет изданиях и 73% против 27% - в газетах. Исключением и для печатных и для интернет-медиа стали материалы на тему волонтерства, где 100% фигурировали только экспертки.

На сайтах в информационных сообщениях о образовательные процессы и разнообразные события правового характера (криминальные хроники, разъяснения юридических норм и т. д.) эксперты и экспертки встречались поровну. А в газетах эксперток по медицинской тематике больше экспертов - 57% против 43%.

В интернет-изданиях экспертки редко встречались в материалах на развлекательную (8%), спортивную и военную (по 11%) тематику. В печатных СМИ - экспертки только в 16% комментируют экономические темы.

Но, если сравнить присутствие эксперток в феврале 2017 года и феврале 2019 года, например, политической тематике, то количество комментариев или экспертных оценок в одесских интернет СМИ увеличилась с 10% до 26%, а в печатных - с 11% до 14%. На 3% чаще женщины становились «героинями» этой рубрики на сайтах, и никаких изменений не произошло в газетах (13% и 13%).

Рост процента эксперток/героинь в рубрике «Политика» можно объяснить присутствием в новостях активных депутаток горсовета, глава некоторых департаментов местных властей, кандидаток в президенты, и и.о. министра Ульяны Супрун, которая часто фигурировала в новостях с 11 до 18 февраля. Большое количество экспертов/героев в рубрике «Политика» была связана с количеством кандидатов на должность Президента, визитом Петра Порошенко и чиновников в Одессу, судебными заседаниями по делу о городского головы Одессы Геннадия Труханова и нескольких чиновников.

«Героинь» в одесских изданиях также было меньше, чем «героев»: 25% упоминаний в интернет СМИ и 31% - в печатных. Наибольший показатель в рубрике «Волонтерство»: 67% в интернет СМИ и 50% в печатных. Наименьший - в рубриках «Политика» (13% в газетах и ​​14% в интернет-изданиях).

Интернет-медиа чаще печатных обращались к эксперткам/героиням, когда речь шла об «Образовании/науке» (50% и 33% - данные по эксперткам, 44% и 15% - по героиням). Но в газетах экспертки/героини встречались чаще в материалах о спорте (20% и 11% по эксперткам, 37% и 23% по героиням) и войне (23% и 11% - экспертки, 16% и 0% - героини).

В интернет-изданиях зафиксированы две тематические публикации по гендерной тематике. Обе - на сайте «ВСЕ» в разделе «Общество» ( «А вы замужем?: гендерные стереотипы становятся предпосылкой женской безработицы в Одессе и области» (11.02.19) и «Вятрович: 8 марта должен быть днем ​​феминисток» (13.02.19 ).

Гендерной теме посвятили публикации газеты «Черноморские новости» - статья «Укрaинские aмaзонки или о гендерном aспекте нaшого сопротивления» (16.02.19) и «Одесские известия». В этой газете вышло несколько публикаций: «Женщины за мир и за кусочек власти»- (13.02.19), «Конспект из секретов семейного счастья» (1 абзац о стереотипах) (13.02.19), «Любовь в праздники и будни» (один раздел статьи) (13.02.2019)

С иронией подали некоторые одесские СМИ награждения 35-летней депутата Светланы Осауленко медалью «30 лет вывода войск из Афганистана». Сама же депутат пояснила эту награду вкладом, который она сделала для повышения выплат «афганцам».

К сожалению, в одесских газетах находим гендерные стеретипы: «В ринге - слабый пол», «Женщина - это мать, хранительница, созидатель» (даже не «созидательница»), «Он выполнял свой мужской долг - защищал...». На сайте «Одесская жизнь» в новости от 11.02 о соревнованиях по боксу, в которых принимали участие и мужчины и женщины, наоборот, акцент делался не на поле участников и участниц, а на их спортивных достижениях.

Что касается феминитивов, то их одесские одесские СМИ употребляют реже, чем маскулинитивы (названия профессий, должностей, деятельности женщин в мужском роде): в печатных СМИ их 38%, а в интернет-изданиях - 29%.

На сайтах часто попадаются не только директор, кандидат, адвокат, депутат, но и названия тех профессий, где и в русском, и в украинском языке есть феминитивы: журналист, писатель, оценщик, свидетель, специалист, продавец, землеустроитель, основатель, представитель, преподаватель, руководитель, начальник, сотрудник, чиновник. Много таких маскулинитивов мы нашли в интернет-издании «Думская». Хотя в новостях этого СМИ были и свидетельница, воспитательница, журналистка, чиновница, заведующая. Но «счет» все же 5:1 в пользу «мужских» названий.

Примерно поровну использовали феминитивы и маскулинитивы сайты «Трасса Е95», «Одесская жизнь», «Одесса медиа».

Все интернет-СМИ использовали феминитив «патрульная полицейская» или «одесская полицейская» в новости о признание на плацу военнослужащего полицейской.

На сайте «УСИ» об одном и том же лице без ФИО сказано: «рассказал эксперт» и «специалист отметила».

В печатных СМИ ситуация с использованием феминитивив несколько похожа. Те же названия - начальник, руководитель, заместитель, сотрудник, журналист, учитель, воспитатель.

Лишь в одном издании с десяти проанализированных - в газете «Черноморские новости» - авторы и авторки употребляли феминитивы чаще, чем маскулинитивы (18 против 7). И все же и в этой газете «проскочили» такие слова как «руководитель», «эксперт», «заместитель».

Почти поровну употребляли в женском и мужском родах названия профессий в газете «Пресс-курьер» (9 и 8).

Большое количество должностей и профессий в мужском роде в новостях и статьях можно объяснить особенностью русского языка, в которой суффиксы создания женского рода содержат эмоциональную окраску, а значит - не принимаются в сообщениях пресс-служб и мало используются журналистами и журналистками.

Общий показатель гендерной чувствительности одесских СМИ в феврале 2019 года - 30%. Ознакомиться с итоговыми результатами февральского мониторинга региональных медиа по 24 областям Украины можно на сайте Волынского пресс-клуба.

Гендерный мониторинг журналистских материалов региональных изданий проведен в рамках проекта «Гендерночувствительное пространство современной журналистики», который реализуется Волынским пресс-клубом в партнерстве с гендерным центром, Независимой общественной сетью пресс-клубов Украины при поддержке «медийной программы в Украине», финансируемого Агентством США по международному развитию (USAID) и выполняется международной организацией Internews.

Поділитися