29 грудня 2016 р. 02:00

НеОстров Крым. Часть первая. Дорога на Симферополь: контрабанда, железные клетки и линейки для украинцев

НеОстров Крым. Часть первая. Дорога на Симферополь: контрабанда, железные клетки и линейки для украинцев

Корреспондент ИзбирКома накануне новогодних праздников сумел побывать на оккупированной территории и увидеть, как и чем сегодня живут ее жители

Уже совсем скоро наступит третья годовщина оккупации Крыма российскими войсками. Несмотря на то, что украинские политики время от времени вспоминают о полуострове и обещают его вернуть, зачастую ни они, ни другие граждане страны не задумываются о том, как на самом деле живут крымчане и как изменилась их жизнь. Какая-то часть украинцев уверена, что в АРК приближаются к «светлому будущему» благодаря «мудрому наставнику», другие считают, что жители полуострова вот-вот начнут умирать от голода и рано или поздно попросятся обратно. Третьи же – и их большинство – как и обычно люди в таких случаях, предпочитают не особо задумываться об этом вопросе, считая, что это довольно далекие проблемы чужих людей, к тому же, военных действий там нет, а значит, и переживать особо не за кого. Корреспондент ИзбирКома накануне новогодних праздников сумел побывать на оккупированной территории и увидеть, как и чем сегодня живут ее жители. Подготовленный цикл публикаций выйдет в течение декабря-января. 

ИзбирКом выражает глубочайшую и искреннюю благодарность всем крымчанам, которые, рискуя своей свободой и жизнью, помогли в подготовке этого цикла. Без вас это было бы невозможно. Мы верим, что придет время, когда сможем публично назвать каждого из вас, не боясь навредить. 

 

Духи, сумки, полотенца…

Попасть в Крым можно разными способами- через Армянск или Чонгар, причем «бывалые» обычно советуют делать это через Армянск – быстрее и проще.

Из Одессы каждый день отправляются небольшие автобусы на Симферополь, правда, все они являются нелегальными. Я выбираю путь из Херсона, там желающих отвезти в Симферополь – хоть отбавляй. Прямо на автовокзале приезжающих встречают таксисты, которые точно так же, как одесские зазывают ехать в Киев или Умань, предлагают отвезти в Армянск или Симферополь. Мне предлагают вариант попасть в Симферополь без пешеходного перехода – это означает, что несколько километров так называемой буферной зоны мы будем ехать, а не идти пешком. Цена вопроса – 500 гривень.

Соглашаюсь и мигом оказываюсь в небольшим бусике. Здесь уже есть двое пассажиров и огромные сумки, которыми забит салон. Отправляемся сразу же, водитель Володя обещает привезти быстро и «с ветерком».

На подъезде к нашему пункту пропуска становится понятно, как минимум, что гулявшая не так давно в отечественных СМИ информация о том, что украинская сторона якобы обозначает это место как государственную границу, является обычным фейком. На подъезде к Армянску, где еще три года назад был пост ГАИ, установлены вагончики, покрашенные в сине-желтые цвета, кое-где на них изображена тамга – крымскотатарский герб. Вверху – светящаяся бегущая строка: «Пункт пропуска, Каланчакский район-Армянск». На подъезде – бетонные блоки, немного противотанковых ежей. Время уже вечернее, около 17 часов, поэтому в зимних сумерках происходящее на пункте пропуска не очень хорошо видно.  Аккуратно свернув в сторону, водитель Володя паркуется и принимается за работу. Он браво разгружает сумки, что-то перекладывает в них, выбрасывает какие-то упаковки, рассовывает коробочки под сиденья и просит своих трех пассажиров не волноваться. Немного подумав, просит меня «в случае чего» сказать пограничникам, что две неподъемные с виду сумки – мои.

- Скажешь, что к сестре едешь. Мол, она с мужем переехала недавно в Крым, а ты вещи везешь, которые не забрали. Оно все не новое, не переживай. У тебя просто сумок нет, а мне одному много.

- А если не поверят?

- Поверят, ты что. Я все решу. Все схвачено, - уверяет водитель.

Минут через 10, когда мы выруливаем обратно к пункту пропуска, причем я стараюсь особо не шевелиться из-за огромного количества коробочек с духами, которыми обложено переднее сиденье: духи под ногами, сиденьем, в подлокотниках и прочих малозаметных местах.

Наш проводник исчезает, а мы принимаемся ждать. Минут через 15 он появляется в сопровождении двух молодых пограничников, которые просят его показать две самые большие сумки – которые я «по легенде» везу сестре. Володя выгружает сумки и принимается показывать их содержимое, попутно что-то рассказывая парням в форме. Что именно, расслышать невозможно, так как в целях конспирации он включил музыку в салоне на полную мощь, так что приходится слушать поп-музыку и утихомиривать любопытство. Еще минут через 5 сумки загружаются обратно.

- Слышишь, там два полотенца новых. Скажешь, если что, что сестра рожает скоро, вот и взяла, - версия водителя о моих бедных «родственниках» набирает новых оборотов.

К сожалению, «сестра» не пригодилась, пограничники появляются снова и снова просят показать эти две сумки и еще «вон ту черную». Снова вяло копаются в содержимом и снова уходят. Процесс повторяется несколько раз по спирали, за нами – очередь из машин. Просмотр якобы старых вещей, которые очень смахивают на новые со споротыми бирками, занимает более полутора часов. Нам холодно, попутчики – немолодые уже женщина и мужчина – возмущаются:

- Чертов контрабандист, надо ж нам было так влипнуть. Я думал, он обычный водила, а он товара полный салон напихал. Пусть бы уже не жадничал, сколько ж можно ждать, - возмущается мужчина.  

Продолжение читайте ТУТ.

Поділитися