04 березня 2019 р. 10:19

Сигналы Кремлю, «морская блокада» Одессы и попытки удержания военного баланса: Одесса в мировых СМИ

Сигналы Кремлю, «морская блокада» Одессы и попытки удержания военного баланса: Одесса в мировых СМИ

В течение недели — с 25 февраля по 3 марта — Одесса и происходящее в ней неоднократно оказывалось на страницах мировых изданий. ИзбирКом выбрал и перевел для вас самые интересные публикации.

Эсминец ВМС США приветствует президента Украины во время захода в порт. Президент Украины посетил военный корабль США, пришедший в украинский порт, и назвал этот визит предупреждением для России.

Президент Петр Порошенко посетил эсминец USS Donald Cook в порту Одессы во вторник, 26 февраля, пишет NavyTimes. В заявлении он отметил, что визит корабля стал «важным сигналом для Кремля», подчеркивая тесное военное сотрудничество США и Украины.

Порошенко также встретился с Куртом Волкером, специальным представителем США в Украине, и поблагодарил Штаты за расширение своего присутствия на Черном море после захвата Россией трех украинских судов и их экипажей в ноябре 2018 года. Этот инцидент еще более обострил ситуацию после аннексии Россией Крымского полуострова в 2014 году.

В свою очередь, Волкер назвал визит эсминца «сильным символом приверженности Соединенных Штатов народу Украины».

НАТО наращивает военно-морское присутствие на Черном море. Положение дел в Черном море также оказалось в центре внимания DW. Эсминец ВМС США, оснащенный системой противоракетной обороны и обычно размещаемый в Испании, сейчас часто находится в Черном море. В январе он был в Батуми для учений с грузинской береговой охраной. Теперь он прибыл в украинский порт Одесса. 26 февраля президент Украины Петр Порошенко встретился на борту корабля со специальным представителем США в Украине Куртом Волкером. Порошенко назвал эту встречу «символической», а присутствие эсминца в Одессе - «важным сигналом для Кремля», что «Крым украинский» и что «свобода судоходства в регионе гарантирована».

В статье отмечается, что НАТО усиливает свое присутствие в Черном море. Хотя российский Черноморский флот не осуждает этот факт, он внимательно следит за развитием событий. Как и USS Donald Cook, в регионе также находится Группа 2 противоминных сил Постоянного реагирования НАТО, возглавляемая немецким кораблем FSG Werra. В январе десантный корабль USS Fort McHenry находился в Черном море, а до этого, в декабре, британский разведывательный корабль HMS Echo находился в Одессе.

Причиной этого является инцидент в Керченском проливе в конце ноября 2018 года. Российские корабли у берегов Крымского полуострова, который был аннексирован Россией в 2014 году, захватили два корабля украинского флота и буксир. Дебора Сандерс из Королевского колледжа в Лондоне рассказала DW, что Европа «довольно медленно» реагировала на инцидент в Керченском проливе по дипломатическим каналам, поэтому был выбран «более военный» подход, означающий увеличение военно-морского присутствия. Сандерс, эксперт по обороне и безопасности в регионе, сказала, что США взяли на себя неформальную лидирующую роль, цель которой - дать Москве четкий сигнал о том, что Черное море - это не российские воды. Она указала, что баланс сил в Черном море сместился в пользу России, и что Киев обеспокоен блокадой Одессы, самого важного порта страны.

Член НАТО Турция более осторожна со своим флотом.

«Турция должна распределить свои силы между Черным морем и Средиземным морем», - сказала Сандерс. - Анкара решила не отдавать предпочтение Черному морю, учитывая ситуацию в Сирии и чувствительность ее энергетической зависимости от России».

Она добавила, что существует также риск «усиления отчуждения» в отношениях Турции с НАТО, учитывая «трещины в отношениях» между Вашингтоном и Анкарой. Однако были и совершенно противоречивые сигналы. Например, до приезда в Одессу эсминец Donald Cook находился на совместных учениях с турецким фрегатом.

«Можно сказать, что Черное море стало более важным, учитывая поведение России», - сказал DW вице-адмирал ВМС Германии Ханс-Йоахим Стрикер.

Стрикер был командующим флотом до 2010 года. Он сказал, что Россия все больше и больше давала понять, что Черное и Азовское моря представляют особый интерес для Москвы, и «никто больше не должен там плавать». Это, подчеркнул Стрикер, является «совершенно неприемлемым требованием».

Он сослался на термин A2 / AD (запрет доступа / запрет на доступ). Это концепция предотвращения доступа потенциальных оппонентов к определенной области путем увеличения собственных военных возможностей. Именно это и сделала Россия, расширив свои позиции в Крыму и разместив там новые ракеты, в том числе управляемые ракеты «Калибр». По словам Стрикера, увеличение присутствия кораблей НАТО в Черном море является «контрсигналом» для претензий Москвы.

В середине февраля 2019 года генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что альянс рассматривает возможность «дальнейшего усиления» своего присутствия на Черном море. Российские политики назвали это «провокацией». Однако деятельность НАТО ограничена Конвенцией Монтре. Соглашение 1936 года о «Режиме проливов» вернуло Турции полный суверенитет над Босфором. Военные корабли государств, не граничащих с Черным морем, не могут оставаться там дольше 21 дня. Тоннаж судов также ограничен.

«Мы считаем, что военная ситуация в Черном море очень отличается от той, когда договор был подписан почти 100 лет назад», - сказал Вадим Пристайко, глава Миссии Украины при НАТО.

Он сожалеет о том, что из-за Конвенции Монтре крупные корабли НАТО, такие как флагман шестого флота США «Маунт Уитни», редко допускаются в Черное море. Пристайко подчеркнул, что Украина просит своих партнеров отреагировать на инцидент в Керченском проливе, продолжая наращивать свое присутствие на Черном море. Это, по его словам, покажет России, что «планы по завоеванию Черного моря и изгнанию Украины оттуда, не говоря уже об Азовском море, в последующем вызовут реакцию международного сообщества».

Поділитися