30 вересня 2020 р. 09:43

Одесские полицейские не борются с проституцией, а зарабатывают на ней, - Центр журналистских расследований

Одесские полицейские не борются с проституцией, а зарабатывают на ней, - Центр журналистских расследований

Секс-бизнес в Украине, а особенно в Одессе – курортном портовом городе, процветает, несмотря на законодательный запрет. Для общественности - показательные рейды полиции, а в действительности покровительство секс-услугам и вымогательство правоохранителей уже давно стали скорее правилом, чем исключением.

Львиная доля прибыли достается сутенерам и их покровителям в полицейской форме, - утверждает Центр журналистских расследований.  

При этом женщины же, зарабатывая таким образом себе на жизнь, лишены каких-либо гарантий безопасности и защиты от насилия.  

Журналисты отмечают, что в самой Национальной полиции считают, что борьба с сутенерством и сводничеством в Одессе недостаточно эффективная. В приказе ГУНП в Одесской области о привлечении к дисциплинарной ответственности начальника отдела морали Александра Токарчука от 18 февраля 2020 года попутно сообщается, что за прошлый год работники управления по борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми не задокументировали ни одной организованной группы, занимающейся сводничеством. А раскрываемость преступлений по ст. 302 УК Украины (создание мест разврата и сводничество) снизилась более, чем в два раза по сравнению с 2018 годом.

Также журналисты отмечают, что начиная с 2016 года, судя по материалам уголовных дел, размещенных в Государственном реестре судебных решений, только два сутенера получили тюремный срок: одному жителю Одесской области присудили 4 года и 4 месяца заключения за участие в преступной группировке и вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, а второму – 3 года тюрьмы за сутенерство и предложение взятки полицейским. Еще девять человек за сутенерство или сводничество осуждены от 1 года до 3 лет условно! Притом, что за последние три года совокупно по ст. 302 (создание мест разврата и сводничество) и ст. 303 (сутенерство) Уголовного кодекса Украины было задокументировано 144 правонарушения, до суда дошло только 27 производств. Из них три было закрыто, а два - возвращены в прокуратуру. За этот же период одесские полицейские более одной тысячи раз привлекали секс-работниц к административной ответственности за занятия проституцией.

Одесский правозащитник Игорь Кравец отмечает, что часто на скамье подсудимых оказываются только исполнители: «девочки» или администраторы, принимающие звонки от клиентов.

«Полицейские делают подмену понятий ради показателей. Например, две секс-работницы снимают квартиру для оказания сексуальных услуг, одну из них полицейские делают организатором, и она уже несет уголовную ответственность. Все полицейские знают, что эта борьба – абсолютный фейк, и те показатели, которые подаются, не соответствуют действительности», - говорит правозащитник.

Одна из бывших одесских секс-работниц, давшая согласие на анонимное интервью, утверждает, что настоящих преступников полиция к ответственности не привлечет в любом случае, а, наоборот, всячески покрывает.

«Вот по телевизору показывают: накрыли бордель, наказали девочек. Но смысл? Их завтра же переведут на другую квартиру. Правоохранители же наказывают не того, кто это создал, а кто зарабатывает деньги. Но они же не будут наказывать своего», - говорит женщина.

Она же рассказала, что места для показательных рейдов полиция выбирает не случайно.

«Есть специальные квартиры, показные, так что все рейды заранее планируются, чтобы показать, так сказать, противодействие. Те «заведения», которые должны работать, работают. Те, что не приносят большого дохода, можно и «подставить», показать в новостях. Ну, я не буду в это очень сильно углубляться, мне не хочется проблем», - добавила собеседница.

То, что за регулярную плату полицейские гарантируют спокойную работу «домам терпимости», подтверждают судебные дела, где, по версии следствия, главными фигурантами являются штатные сотрудники Управления по борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми. После одного из последних задержаний 15 июня нынешнего года двоим оперуполномоченным управления объявили о подозрении по факту вымогательства взяток с секс-работниц.

В материалах судебного дела от 21 июня этого года описана схема, по которой действовали правоохранители. Полицейские связались с девушкой, занимающейся проституцией, и договорились о встрече, представившись клиентами. На месте же, в квартире, где все должно было происходить, начали угрожать ей ответственностью и тем, что сообщат родственникам о ее занятии. За сокрытие фактов и молчание работники УБПТЛ потребовали и получили от «виноватой» 400 долларов. А потом и вовсе предложили ей и трем ее подельницам свое покровительство и защиту в случае чего. Конечно же, не из милосердия, а за ежемесячные перечисления на банковскую карту стражам правопорядка 1200 долларов.

Из приказа начальника ГУНП в Одесской области Олега Беха от 21 июля 2020 года следует, что заместитель начальника управления по борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми, Вячеслав Индичанский был в курсе отработки по этому адресу, а в начале служебного расследования и вовсе предполагалось, что он причастен к данному факту взяточничества.

«Во время пребывания в квартире Вусатенко Р. В. (один из оперуполномоченных – Ред.) позвонил непосредственному руководителю Индичанскому В. А. и доложил о ходе проведения мероприятий в рамках поручения следователя. После разговора Вусатенко не позвонил в службу «102» и не доставил женщин в УБПТЛ ГУНП для составления административных материалов, а Индичанский В. А., со своей стороны, как руководитель, никаких мер не предпринял», - говорится в приказе.

В итоге «оперов» уволили из полиции, а вот Вячеслав Индичанский за ненадлежащий контроль за подчиненными отделался лишь предупреждением о «неполном служебном соответствии». Тогда же к дисциплинарной ответственности привлекли его заместителя Сергея Колисниченко и начальника управления Николая Кульчицкого. Позднее «провинившиеся» правоохранители рискнули оспаривать приказы о привлечении их к ответственности и подали в суд иски в отношении ГУНП в Одесской области. Сведения об этом есть в Государственном реестре судебных решений. На сегодня известно, что Кульчицкий свой иск отозвал, рассмотрения в суде исков от остальных полицейских еще не было.

Один из бывших оперуполномоченных управления по борьбе с преступлениями, связанными с торговлей людьми на условиях анонимности сообщил журналистам, что деньги могут вымогать не только сотрудники этого управления, но и, пользуясь служебным положением, их коллеги из других подразделений Нацполиции, ведь «удостоверения у всех полицейских одинаковые».

«Сотрудничают» полицейские и с сутенерами, которые организуют притоны на съемных квартирах. Женщины, занимающиеся проституцией, утверждают, что в таком случае расценки намного выше: чем больше «заведение», тем больше «бабочек» сможет там принимать клиентов, соответственно, выше прибыль и того, кто «крышует». Обычно платят за каждую работающую «девочку» до 400 долларов ежемесячно. Схема начинает действовать по инициативе сутенеров, которые сами выходят на правоохранителей, или после того, как «заведение» будет «раскрыто» в ходе проверки. 

При этом, Центр журналистских расследований отмечает, что в уголовных делах о взяточничестве фигурируют только рядовые сотрудники управления. При этом меняется в лучшую сторону именно благосостояние руководящих работников УБПТЛ.  

Николай Кульчицкий возглавляет управление с 2014 года, за исключением большей части 2016 года, когда занимал должность начальника райотдела в Полтавской области. До этого полицейский возглавлял одесский отдел по борьбе с преступлениями в сфере общественной морали. При зарплате, которая в нынешнем году составляла до 30 тыс. грн в месяц, Николай Кульчицкий ездит на новеньком автомобиле Audi Q7. Правда, в документах значится, что авто в 2019 году приобрела Анастасия Кульчицкая – 64-летняя мать полицейского. Стоимость такого автомобиля на момент покупки составляла примерно 1,8 млн грн. Владелица занималась мелким частным предпринимательством до 2013 года, но не имела никакой собственной фирмы. Николаю Кульчицкому теоретически пришлось бы откладывать всю зарплату до копейки в течение 6 лет, чтобы накопить такую сумму. 

Живет правоохранитель в доме площадью 300 кв. м, расположенном в пригороде Одессы – Лиманке, недалеко от побережья Черного моря. Жилье зарегистрировано на супругу Николая Кульчицкого Олесю. В декларации за 2015 год Кульчицкий указал, что стоимость дома на момент приобретения составила 3,2 млн грн. В том же году заработная плата полицейского за год составила … 91 тыс. грн. Сейчас в Лиманке подобные строения продаются не меньше, чем за 5,5 млн грн.

«Где Олеся Кульчицкая нашла средства на покупку такого жилья, непонятно, ведь она зарегистрировалась как частный предприниматель только в мае 2020 года и до этого бизнесом не занималась. Отвечать на вопросы по поводу имущества начальник УБПТЛ категорически отказался: «Они не касаются темы борьбы с торговлей людьми»», - отмечают журналисты.

Другие полицейские, занимающие руководящие должности в УБПТЛ, также имеют состоятельных родственников. Начальник «отдела морали» по выявлению фактов сутенерства и сводничества Александр Токарчук проживает в квартире бывшей тещи в жилом комплексе «Фаворит» площадью 93 кв. м. Аналогичную квартиру в этом же доме можно приобрести за 2,7 млн грн. Авто правоохранителя - Mazda 6, к слову, также принадлежащее бывшей теще. 

А замначальника отдела по борьбе с торговлей людьми Сергей Колисниченко вместе с женой получил «в подарок» за последние два года от некоей Елены Максимовой 450 тыс. грн – больше, чем заработная плата правоохранителя за тот же период. 

Исследование Центра общественного здоровья Украины показывает, что почти каждая пятая опрошенная женщина, занимающаяся проституцией, сталкивалась с насилием со стороны правоохранителей. Понятно, почему секс-работницы и после насилия со стороны клиентов, в большинстве случаев, в полицию не спешат. 

Поділитися