23 лютого 2019 р. 15:48

Образцы ДНК обвиняемого в деле об убийстве в Лощиновке могли подменить, - Центр правового мониторинга

Образцы ДНК обвиняемого в деле об убийстве в Лощиновке могли подменить, - Центр правового мониторинга

Адвокат  обвиняемого в убийстве 8-летней Ангелины Моисеенко в селе Лощиновка Измаильского района Одесской области Михаила Чеботаря потребовал приобщить к материалам дела два документа: сопроводительное письмо, с которым эти объекты были отправлены из Одесского Главного управления Нацполиции в Николаевский научно-исследовательский экспертно-криминалистический центр, где эксперт Манзорук получил их одним пакетом в канцелярии под роспись, и протокол, которым был зафиксирован факт получения у Чеботаря образцов ДНК для экспертизы. 

Как передает «Центр правового мониторинга «Гідність», 14 февраля в режиме видеоконференции в одном из районных судов Николаева допрашивали Игоря Манзорука, который в августе 2016 года работал начальником сектора молекулярно-генетических экспертиз Николаевского НИЭКЦ МВД Украины и проводил молекулярно-генетическую экспертизу крови Чеботаря и Моисеенко, сравнивая их со следами ДНК на джинсах, куртке, футболке и кепке Чеботаря, трусах Моисеенко, двух отвертках (по версии следствия, отвертка являлась орудием убийства) и смывах с рук обвиняемого.

На вопрос председателя коллегии Виктора Иванова, зачем необходимы письмо и протокол, адвокат объяснил, что пакеты с объектами, перечисленными в сопроводительном письме, не совпадают с пакетами, в которых были объекты, исследованные Манзоруком. Если это подтвердится, то защита с полным правом может поставить вопрос о признании материалов этой экспертизы недопустимым доказательством.

Договорились сопроводительное письмо и протокол приобщить к материалам дела на ближайшем заседании. Пока же председатель коллегии разрешил адвокатам допрашивать эксперта с учетом этих документов. Эксперт рассказал, что проводил молекулярно-генетические экспертизы №715 и 716. Сначала он устанавливал наличие крови на переданных ему полицией объектах, потом сравнивал с образцами крови Чеботаря и Моисеенко.

Готовясь к допросу, адвокаты проанализировали многочисленные таблицы в этом исследовании, в которых аллели (различные формы одного и того же гена), принадлежащие Чеботарю и Моисеенко и выделенные из их крови, сопоставлялись с аллелями, найденными в локусах (фрагментах хромосомы) на исследуемых объектах. Адвокаты обнаружили в 16 локусах 7 аллелей, которые не принадлежат ни обвиняемому, ни жертве.

Например, такие следы обнаружены на отвертке, на подкладке куртки Чеботаря, его футболке, на трусиках девочки. Однако эксперт не считает, что это могут быть гены неустановленного лица, которое также могло быть на месте преступления. В некоторых случаях он поясняет наличие посторонних аллелей техническим сбоем, в некоторых – опиской, а в большинстве случаев он называет их статорами аллелей, принадлежащих обвиняемому или потерпевшей.

Также сомнение адвокатов вызвали пакеты со смывами с правой и левой руки обвиняемого Чеботаря. Согласно выводам Манзорука, в этих образцах присутствует ДНК Моисеенко (аллели 11 и 14). И нет ни следа ДНК Чеботаря (аллель 13).
На прямой вопрос, есть ли в смывах с рук Чеботаря его ДНК, Манзорук ответил: «Я не замечаю ни единого локуса, который принадлежал бы Чеботарю».

На вопрос адвоката могли ли эксперту передать ДНК Моисеенко, которую выдали за ДНК Чеботаря, Игор Манзорук сказал, что это этот вопрос не в его компетенции. 

В материалах уголовного дела есть еще одна экспертиза – смывов с рук потерпевшей. Ее делал другой эксперт, который, по словам адвоката Сергея Иванива, нашел, кроме ДНК девочки, все те же посторонние аллели в тех же локусах, но указал их как принадлежащие неустановленному лицу. Этого эксперта суд также планирует допросить – на заседании, которое состоится 28 февраля в 14:00. 

По результатам заседания суд продлил Чеботарю меру пресечения в виде содержания в СИЗО еще на два месяца, отказав стороне защиты в удовлетворении ходатайства о применении к нему более мягкой меры пресечения. 

Напомним, судьи Приморского суда на заседании 10 декабря 2018 года допросили в формате видео-конференции судебно-медицинского эксперта–сотрудника Измаильского филиала Одесского областного бюро судебно-медицинской экспертизы Олега Галева о результатах исследования тела убитой девочки. 

Прокуратура утверждает, что обвиняемый в убийстве совершил преступление в 3 часа ночи 27 августа 2016 года. Однако согласно выводам судебно-медицинской экспертизы, которую проводил Олег Галев, девочка погибла раньше – до 1:30. Но на это время у Михаила Чеботаря есть алиби – он находился вместе с другими людьми в компании, которая праздновала день рождения Марины Гайдарджи.

26 августа 2016 года в Лощиновке (Измаиловский район, Одесская область) произошло убийство. В Одесской области убили и изнасиловали восьмилетнюю девочку. В преступлении подозревается 20-летний житель ромской национальности. После этого происшествия в селе начались массовые беспорядки с погромами. Ущерб от этнических погромов в Лощиновке оценивался в 700 тысяч гривень.  

Также напомним, что в сентябре того же года  директор Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека Майкл Георг Линк выразил обеспокоенность по поводу самосуда по отношению к ромской общине в селе Лощиновка Измаильского района.  

В июне этого года президент ОО «Правозащитный ромский центр» Владимир Кондур выразил мнение, что события в Лощиновке открыли в Украине настоящий «ящик Пандоры».  

 

Поділитися