01 березня 2016 р. 02:00

Кабмин планирует вернуть Одесский аэропорт в госсобственность

Кабмин планирует вернуть Одесский аэропорт в госсобственность

Правительство планирует выделить средства на обеспечение развития коммунального предприятия «Международный аэропорт Одесса»

Кабинет министров Украины утвердил государственную целевую программу развития аэропортов страны до 2023 года.
 

Об этом сообщили в пресс-службе Кабмина.

Целью программы декларируется удовлетворение потребностей государства в обеспечении стабильного развития авиационной отрасли, приведение авиационного транспорта в соответствие с международными стандартами, обеспечение приобретения Украиной статуса транзитного государства с учетом его уникального географического расположения, повышение эффективности управления государственным имуществом.

В качестве путей для достижения этой цели Кабинет министров Украины предполагает: сохранить в государственной собственности аэродромы международных аэропортов «Борисполь» и «Львов», а также вернуть в государственную собственность аэродромы международных аэропортов «Днепропетровск», «Киев» (Жуляны), «Харьков», «Одесса», «Донецк», «Симферополь».

В рамках реализации программы правительство планирует выделить средства на обеспечение развития коммунального предприятия «Международный аэропорт "Одесса». В частности, предусмотрено выделение 1 миллиарда 679 миллионов 940 тысяч гривень на проектирование, реконструкцию и строительство аэродромного комплекса коммунального предприятия «Международный аэропорт Одесса». Распоряжаться этими средствами будет Министерство инфраструктуры. Большую часть этих денег планируют выделить в 2016 году – 1 млрд 184 млн 380 тыс. грн, и еще 495 млн 560 тыс. грн планируется выделить в 2017 году.

Кроме того, программа предусматривает, что КП «Международный аэропорт Одесса» потратит на ремонт искусственных покрытий аэродрома 92 миллиона 540 тысяч гривень в 2016 году и еще 548 миллионов 550 тысяч гривень на реконструкцию этих покрытий. Эти средства коммунальное предприятие должно найти самостоятельно.

В результате выполнения Программы предполагается увеличение общего пассажиропотока всех украинских аэропортов до уровня 24, 3 млн пассажиров к 2023 году, что более чем вдвое больше по сравнению с 2015 годом; увеличение пропускной способности аэропортов вдвое, а также приведение уровня предоставления услуг в аэропортах в соответствии с международными стандартами. Кроме того, в результате реализации программы ожидается увеличение доли авиационных перевозчиков, работающих по модели «лоу-кост», до 30 процентов общего рынка авиационных перевозок и создание не менее 1000 дополнительных рабочих мест.

Финансирование Программы будет осуществляться за счет собственных средств предприятий, в собственности которых находятся аэродромы, аэродромные объекты и аэропорты, а также привлеченных ими кредитных средств, в том числе под государственные гарантии, государственных средств, средств частных инвесторов, а также других, не запрещенных законодательством источников.

Общая потребность в привлечении средств для обеспечения развития аэропортов до 2023 года составляет более 8 миллиардов 600 миллионов гривень, из них 5 млрд гривень должно поступить за счет других источников, в том числе привлеченных под государственные гарантии, и около 1,2 млрд гривень - за счет средств частных инвесторов для обеспечения развития объектов инфраструктуры аэропортов, не относящиеся к аэродромным.

Напомним, в июне 2011 года исполнительный комитет Одесского городского совета создал компанию для реконструкции аэропорта - ООО «Международный аэропорт «Одесса». Причем доля горсовета в ее уставном капитале составит всего 22,1%, а основным владельцем стала частная компания ООО «Одесса аэропорт девелопмент».

Инвестор должен был внести в уставный капитал 260 млн грн при общем объеме капитала 462,096 млн грн, а также инвестировать $180 млн в реконструкцию аэропорта.

Однако в итоге работы по строительству нового терминала аэропорта проводили за кредитные средства, полученные под залог имущества коммунального предприятия. Реконструировать же взлетно-посадочную полосу частный инвестор вовсе отказался, после чего Мининфраструктуры заявило, что необходимые средства - более 1,6 млрд грн - будут выделены из госбюджета или привлечены под госгарантии, однако эти средства так и не были выделены. Между тем после создания совместного предприятия горсовет передал от коммунального предприятия частной компании ряд участков земли вокруг аэропорта общей площадью около 100 га под предлогом реконструкции аэропорта и строительства новой взлетно-посадочной полосы.

Уже в марте 2014 года занимавший тогда пост главы Одесской обладминистрации Владимир Немировский сообщил, что и работы по строительству нового терминала Одесского аэропорта остановились.

Позже, 26 июня, Одесский горсовет создал комиссию для проверки исполнения обязательств инвестором по договору о совместной деятельности между горсоветом и частной фирмой в вопросе реконструкции Одесского аэропорта, а в июле стало известно, что прокуратура Одесской области осуществляет масштабную проверку деятельности по реконструкции аэропорта.

В ноябре 2014 года Одесский горсовет подал иск в суд о признании недействительными положений устава и договора с инвестором, определяющих размер доли города и инвестора, а также устанавливающих вклады в уставный капитал ООО «Международный аэропорт Одесса». Иск инициировал мэр Одессы Геннадий Труханов. Горсовет намерен был в судебном порядке добиваться пересмотра оценки доли города.

13 июля 2015 года Хозяйственный суд Одесской области повторно рассмотрел и удовлетворил исковое заявление Одесского городского совета к ООО «Одесса аэропорт девелопмент» и ООО «Международный аэропорт «Одесса».

В соответствии с решением судьи Галины Гуляк, признаны недействительными отдельные положения договора между горсоветом и ООО «Одесса аэропорт девелопмент», а также отдельные пункты устава предприятия «Международный аэропорт «Одесса». Эти пункты касаются передачи коммунальной собственности в качестве доли в уставном фонде предприятия, и решение суда фактически возвращает здания аэропорта в коммунальную собственность города.

Впрочем, 13 октября  2015 года Одесский апелляционный хозяйственный суд утвердил мировое соглашение сторон, отменив постановление суда первой инстанции от 13 июля 2015 года, признавшего незаконным передачу коммунального имущества частной компании, и прекратила производство по делу в связи с отсутствием предмета спора. 


 

Поділитися