23 березня 2017 р. 02:00

Качественные механизмы финансирования ОТГ - лучший стимул для их добровольного объединения, - эксперт

Качественные механизмы финансирования ОТГ - лучший стимул для их добровольного объединения, - эксперт

Законодательство Украины сегодня закрепляет и стимулирует процесс исключительно добровольного объединения территориальных громад

Президент Петр Порошенко 17 марта подписал Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно добровольного присоединения территориальных громад». 

По мнению директора программной инициативы «Демократическая практика» международного фонда «Возрождение» Алексея Орловского, он стимулирует формирование состоятельных территориальных громад и уточняет некоторые положения законодательства по их надлежащего финансирования.

Изменениями, в частности, определяются параметры, по достижении которых вновь территориальная община может считаться Кабинетом министров ссостоятельной.

Такая громада должна быть создана вокруг населенного пункта, определенного перспективным планом формирования территорий громад как административного центра ОТГ. Еще один критерий - численность населения ОТГ должна составлять не менее половины численности населения территориальных громад, должны были войти в такую громаду в соответствии с перспективным планом Автономной Республики Крым или области.

«Важно также и то, что каждая территориальная громада может теперь присоединиться к созданной ранее ОТГ по упрощенной процедуре. В случае принятия такого решения, в территориальной громаде, которая присоединяется, проводятся дополнительные выборы депутатов сельских, поселковых советов. Таким образом, в совете новосозданных громад будут представители от всех ее территорий. «Ранее в законодательстве такого положения не было. Поэтому, например, когда ряд громад Николаевской области решила в 2016 году присоединиться к созданной ранее Куцурубской ОТГ, возникла необходимость в проведении новых выборов местного совета и сельского головы в пределах всей ОТГ в ее новых границах. Такие выборы прошли в декабре прошлого года.

Впрочем, говорить о том, что принятый закон является идеальным, не приходится. В нем есть несколько пробелов. Например, есть вопрос о порядке прекращения полномочий сельского, поселкового совета, сельского, поселкового председателя территориальной громады, которая присоединилась к ОТГ. Как видим, в случае присоединения определенной территориальной громады в городскую ОТГ совет присоединенной территориальной громады теряет свои полномочия раньше (с момента принятия решения о присоединении к городской ОТГ), чем при присоединении территориальной громады в сельский, поселковый ОТГ - с момента официального объявления соответствующей территориальной избирательной комиссией на сессии сельского, поселкового совета ОТГ решения об итогах дополнительных выборов. Кто в таком случае представляет интересы территориальной громады, присоединящейся к городской ОТГ, в период между принятием решения о присоединении и официальным объявлением территориальной избирательной комиссией итогов дополнительных выборов в совет ОТГ? К сожалению, ответа на этот вопрос в законе нет», - отмечает эксперт.

Эксперт также отметил, что законодательство Украины сегодня закрепляет и стимулирует процесс исключительно добровольного объединения территориальных громад. Поэтому какая-либо деятельность, которая противоречит принципу добровольности такого объединения может рассматриваться как прямое нарушение законодательства.

«Впрочем, прогнозировать, как долго продлится этот процесс в его добровольном формате, сложно. Не исключаю, что на определенном этапе, когда количество громад, которые добровольно объединились, достигнет определенного предела, и на государственном уровне будет принято решение об отказе от принципов добровольности в процессах объединения. Но на данный момент это только один из возможных сценариев развития событий.

Другой вероятный сценарий развития - продолжение соблюдения государством линии по добровольности этих процессов и в дальнейшем, и мотивирования громад к объединению через создание стимулов. Как показывает практика Украины и других стран, наиболее эффективным стимулом для добровольного объединения является создание определенных финансовых механизмов. В частности, в нашем случае речь идет о так называемой финансовой децентрализации, следствием которой уже стало существенное увеличение размеров местных бюджетов. Другим стимулом к ​​добровольного объединения и сотрудничества территориальных общин, стало создание государственного фонда регионального развития (ГФРР). Его средства должны направляться именно на выполнение инвестиционных программ и проектов регионального развития, в том числе проектов сотрудничества и добровольного объединения территориальных громад. Планируемый объем финансирования ГФРР в 2017 году составит 3,5 млрд. грн», - отмечает Алексей Орловский.

В то же время, по мнению эксперта несмотря на определенные недостатки принятого закона, его принятие стимулирует громады объединяться.

Очевидно, что такой возможностью скорее всего, попытаются воспользоваться более слабые громады, которые захотят присоединиться к финансово и экономически мощных соседних ОТГ. Законодательство, существовавшее ранее, не способствовало таким процессам. А опыт Куцурубской ОТГ, которая за первые 14 месяцев своего существования дважды была вынуждена проходить процесс выборов для объединения с другими территориальными громадами, является уникальным для Украины. Неудивительно, что другие громады по-прежнему не желали расширять свои границы следующим образом.

Поэтому принятие закона следует считать очень важным шагом, который будет иметь положительный эффект для дальнейшего проведения реформы местного самоуправления и административно-территориальной реформы в Украине», - считает эксперт.

Издание ИзбирКом входит в число партнеров проекта VoxConnector. Материалы получены редакцией на правах эксклюзивности. 

Поділитися