Понаехали...

Почему понаехали?
Попытаюсь коротко проанализировать феномен лета-2015 в Одесской области.
Еще в марте 2014 года в своем посте , я написал: «что мы будем делать с миллионами туристов, которые к нам поедут после аннексии Крыма?». Но трагические события мая 2014 года и неожиданная военная эскалация на востоке внесла некоторые коррективы по времени.
Зима 2015 года для большинства отелей была временем испытаний, впервые за многие годы, в Одессе некоторые отели закрылись на зимний период.
Очередная отмена "Юморины" была объяснимой причиной низкой загрузки отелей в апреле 2015 года, хотя и регулярные взрывы террористов-неудачников делали больше шума в новостях СМИ, чем в реальной жизни. Ожидание рецидивов майских событий 2014 года отсекли большую часть туристов от традиционного майского потока в мае 2015 года. Но вдруг с середины мая начал активно и массово возрастать интерес к отдыху в Одессе. Посыпались звонки в отели, начался активный поиск домов и апартаментов под сдачу на 10 дней, месяц и т.д. Попытаюсь проанализировать причины туристического бума 2015 года.
1. Высокий курс доллара сделал недоступными поездки большинства украинцев среднего и выше среднего уровня доходов за границу (Турцию, Болгарию, Хорватию, Египет и т.д.). 2-3-кратная разница в цене на недельный отдых между Одессой и "ЗАГРАНИЦЕЙ" сделала Одессу более выгодной.

2. Фактор отложенного спроса. Более половины украинцев выезжают на море раз в два года, и большинство этих туристов пропустили прошлый год из-за нестабильной ситуации и перенесли свою поездку на «потом». Этот «потом» настал в этом году именно в июле-августе (погода + стабилизация политической ситуации, отсутствие выборов).

3. Даже с учетом плохих дорог и неготовности "Укрзализницы" к такому количеству туристов на Одесском направлении, Одесса самый удобный город по транспортной логистике на море для большинства туристов с Украины, Молдовы и Белоруси (в прошлом году не было совсем белорусов, а молдаван было меньше в 10-20 раз от обычного). Это все были объяснимые и предсказуемые еще весной факторы. Плюс назначение М. Саакашвили губернатором Одесской области добавило информационного летнего бума вокруг Одессы. Эффект Саакашвили добавил 10-20% туристов, которые и создали ажиотажный спрос. Чуть подробнее опишу свое понимание «эффекта Саакашвили».
Назначение М. Саакашвили было неожиданно и ярко, выглядело как шпионская операция. Одесса стала ньюсмейкером информационного пространства в позитивном ключе начала лета.
В дальнейшем ньюсмейкером стал сам Михаил. Ни один выпуск новостей центральных СМИ не обходился без М. Саакашвили. Это стало ответом на спрос в обществе положительного героя. Миша убрал блокпосты при въезде в Одессу, снес заборы на пляжах, приехал на велосипеде на фестиваль, говорил о туризме и казино, проехался на маршрутном автобусе. Что особенно важно для нас , что большинство всех его месседжей касались вопросов туризма. 
М. Саакашвили стал «чемпионом Украины по количеству селфи». Его открытость в общении и голливудские повадки суперзвезды уместны в Одессе и только в Одессе. Подсознательная надежда большинства туристов встретить суперзвезду на пляже, на улице, в кафе, в театре, так называемый, «эффект Голливуда» или кинофестиваля, привел в Одессу огромное количество туристов. 
Но, к сожалению, «Эффект Саакашвили» возможен только один раз.
В следующем году даже если Саакашвили по-прежнему будет Губернатором, то такого интереса уже вызывать не будет. Перейдем к тому, что будет в 2016 году.
Будет ли он таким аншлаговым или что надо сделать, чтобы 2016 год был таким же успешным или более успешным, чем 2015 год?
Можно с уверенность сказать, что такой успешный сезон в 2016 году сам по себе не случится.
Люди за год привыкнут к курсу доллар - 25 грн и будут заблаговременно планировать свои поездки заграницу на отдых или путешествия. Фактор отложенного спроса будет не таким значимым. Эффекта Саакашвили не будет. Мы все стали свидетелями того, что в июле – августе Одесса и область приняла максимальное количество туристов. Больше принять физически она не в состоянии (максимум можно увеличить на 2-3% номерной фонд, но это кардинально ничего не изменит).
Что же делать? Увеличить количество принимаемых туристов можно только за счет расширения сезона (1 мая - 30 сентября) и за счет расширения географии (достопримечательности и курорты Бессарабии, Большой Одессы и северных районов Одесской области).
1. 1 марта запустить рекламную компанию по всей Украине: "Курорты Одесской области - старт 1 мая"
И начать работу летних площадок кафе в Одессе, баз отдыха и кафе в Грибовке, Затоке, Сергеевке. 1 мая!!! Таким образом, за счет активной подготовительной работы успеть качественно подготовить персонал к суперэффективной работе в высокий сезон!!! Для этого необходимо спланировать и организовать яркие, большие , интересные события на этих территориях на МАЙ!!!

2. Расширить географию мы можем только за счет событийного туризма, но четко разделив целевую аудиторию по регионам: Клубника в Вилково, Крепость в Белгороде-Днестровском, Детские фестивали в Сергеевке, Семейные события в Затоке, Молодежные фестивали в Грибовке, Рыбалка в Беляевке, Раки в маяках, Яхты и парусники в Коминтерновском (надо менять название района и только потом его раскручивать), Свадьбы в Ильичевске, День брынзы в Болграде, этнофестиваль в Рени, энотуры (вино) в Шабо и т.д.

3. Областная власть должна максимально поддерживать, выступать гарантом либо организатором больших фестивалей , которые будут проходить мае-июне 2016 г. в различных курортных регионах области. И работа по организации этих событий должна начаться уже в сентябре 2015 г.

4. Добиться запуска ежедневных поездов: Черновцы-Одесса, Ужгород-Одесса, Ивано-Франковск–Одесса, Днепропетровск- Одесса, а с 1 мая еженедельных поездов Львов-Затока (Болград), Ужгород-Затока (Болград), Киев-Затока (Болград), Харьков-Затока (Болград), Днепропетровск-Затока (Болград), и ежедневного поезда Киев- Затока (Болград).

5. И наконец уже начать ремонтировать дорогу Одесса - Рени))))

Фазиль Аскеров

Публікації у розділі "Блоги" відображають винятково точку зору автора. Позиція редакції Інтента може не збігатися з позицією автора.

Поділитися